Рекомендация родителям «Правила личной гигиены дошкольников. Интимная гигиена малыша: как правильно подмывать девочку Правила гигиены для дошкольников

Личная гигиена ребенка . Советы родителям

Личная гигиена важна для любого из нас. Ведь, благодаря ей, человек сохраняет и укрепляет свое здоровье. Родители с самого рождения приучали нас к гигиене , и наша обязанность научить личной гигиене наших детей .

Условно правила личной гигиены ребенка можно разделить на группы :

гигиена тела

гигиена волос

гигиена полости рта

гигиена белья и одежды

гигиена спального места

Гигиена тела

Гигиена тела - это основа личной гигиены ребенка . Многие детки любят плескаться в воде, и процедура купания приносит им море удовольствия. Но дети должны понимать, что ванная комната нужна, в первую очередь, для того, чтобы мыться. Научите ребенка самостоятельно мыть ножки, ручки, живот и другие части тела.

Ежедневно вечером ребенок должен принимать душ, пользуясь детскими гелями или мылом. Помимо этого, приучите ребенка мыть руки перед употреблением пищи, после прогулки и туалета.

У ребенка обязательно должно быть собственное полотенце, за чистотой которого должны следить родители . Менять полотенце следует не реже, чем раз в неделю.

Совет : чтобы процесс мытья вызывал у малыша больше интереса - приобретите маленькую детскую мочалку, мыло в виде игрушки или гель в яркой детской упаковке.

Гигиена волос

Правильный уход за волосами и кожей головы - очень важна часть личной гигиены ребенка . Чистые ухоженные волосы сделают внешность малыша опрятной.

Мыть голову ребенку следует не чаще одного раза в три дня, за исключением непредвиденного загрязнения. Обязательно выделите ребенку отдельную расческу. Чаще посещайте парикмахера.

Совет : чтобы мытье головы не превратилось в ненавистную процедуру, используйте только детские шампуни, которые не щиплют глазки. Пусть ребенок сам настроит комфортную для себя температуру воды.

Гигиена полости рта

При уходе за полостью рта у многих детей возникают проблемы. Трудно приучить ребенка ежедневно и правильно чистить зубки . Следует не забывать, что, благодаря гигиене ротовой полости , мы сохраняем зубы в хорошем состоянии. Это предотвратит целый ряд опасных заболеваний.

Чистить зубки нужно 2 раза в день : утром и вечером. У ребенка должна быть своя личная щетка , которую необходимо менять не реже, чем 1 раз в два месяца. Покупайте малышу специальную зубную пасту для детей, соответствующую его возрасту.

Совет : до определенного возраста лучше, чтобы малыши чистили зубки одновременно с мамой или папой. Таким образом, родителям легче будет контролировать деток, а деткам учиться. Чтобы сделать чистку зубов более увлекательной, можно скачать соответствующие приложения для смартфона. Раз в пол года, в целях профилактики, обязательно посещайте детского стоматолога.

Гигиена белья и одежды

Немаловажную роль в личной гигиене ребенка играет уход за бельем и одеждой. Ведь именно одежда защищает тело ребенка от грязи, повреждений и насекомых.

Белье, которое соприкасается с телом, следует менять каждый день. Стирать одежду ребенка рекомендуется исключительно детскими порошками.

Покупаемая одежда и обувь для малыша должна быть соответствующего размера, и, желательно, быть изготовлена из натуральных тканей и материалов.

Совет : никогда не одевайте ребенку чужую одежду и обувь - это негигиенично .

Гигиена спального места

После активного дня ребенка должен ждать крепкий и здоровый сон. Идеально, когда у малыша есть собственная кроватка с ортопедическим матрасом. Домашние питомцы, если они у вас есть, не должны иметь доступа к спальному месту ребенка.

Летом, в жару, постельное белье следует менять 1 раз в неделю, зимой - можно реже - 1 раз в две недели.

Совет : чтобы сон малыша был крепче и комфортней, проветривайте перед сном комнату, в которой он спит.

Родители должны осознавать , как важна личная гигиена ребенка . Следить за чистотой столовых приборов, туалетной и ванной комнат - их прямая обязанность.

В каждой семье существуют свои правила личной гигиены , но в общем они схожи, и обучать им нужно с детства. Таким образом, вы воспитаете в детях аккуратность и защитите их от многих болезней!

Публикации по теме:

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в cредней группе «Правила личной гигиены» Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в cредней группе, тема: «Правила личной гигиены» Цели НОД: 1. Продолжать.

Интимная гигиена девочек (ровно как и интимная гигиена мальчиков) предполагает определенный ежедневный ритуал подмывания, который помогает поддерживать естественную чистоту и здоровье, пожалуй, самой уязвимой зоны на теле младенца. Более того: правильно ухаживая за половыми органами малышки, вы по сути занимаетесь самой эффективной профилактикой множества «деликатных» болезней, которые потенциально грозят юной барышне в будущем.

Ритуал ежедневного правильного подмывания маленькой девочки - это не только обязательная часть ухода за малышкой, но и залог ее будущего "интимного" здоровья.

Как подмывать девочку: частота - залог здоровья?

Прежде чем рассказать, как именно следует подмывать девочку, имеет смысл определиться как часто это следует делать. В случае с новорожденными и грудничками до года подмывать девочку имеет смысл всякий раз, когда она «сходила в туалет». Однако учитывая ношение и их отличные свойства быстро и надежно впитывать влагу, оптимальный режим подмывания девочек будет следующий:

  • после каждой дефекации (проще говоря - девочка сходила «по-большому»);
  • во время вечернего купания , непосредственно перед сном.

И будьте добры не перебарщивать! Нет никакого смысла нести малышку под кран всякий раз, когда вы просто решили поменять ей подгузник или переодеть. В случае с интимной гигиеной чрезмерное увлечение подмыванием скорее навредит здоровью девочки, чем пойдет ей на пользу.

Существует огромное количество полезных бактерий, которые живут на слизистых оболочках. Они крайне малы, но не ничтожны. И многие из них «идут» с нами по жизни все то время, что нам отмерено.

Если же мы проявляем чрезмерную «помывочную» активность - мы раз от разу смываем с кожи эти бактерии, лишая тем самым себя особой уникальной защиты. Проще говоря: мы самостоятельно увеличиваем риск возникновения воспалительно-инфекционных заболеваний.

То же самое относится и к «глубине» процесса. Запомните: при интимной гигиене девочки использовать мыло или специальные влажные салфетки допустимо только на области внешних половых губ, то есть - снаружи.

Самая частая причина возникновения вагинита (воспаления влагалища) у маленьких девочек - это попадание мыла внутрь половых органов. Не вымываясь, мыло вызывает раздражение стенок влагалища, и как следствие - возникает воспалительный процесс.

Какие средства входят в арсенал интимной гигиены девочки

Вопрос о том, чем следует подмывать девочку важен не более, чем знания того, чем не надо ее подмывать. Вообще, интимная гигиена малышки - это такая область родительской заботы, в которой умеренность и регулярность играют ключевые роли. Судите сами:

  • Вода должна быть проточной (если вы черпаете воду из таза или любой другой емкости, то само по себе подмывание теряет тут же всякий резон - вы попросту устраиваете круговорот бактерий и грязи между промежностью вашего ребенка и тазом).
  • Температура воды должна быть приблизительно ровна температуре тела - 34-36° С.
  • По поводу мыла и других косметических средств повторим еще раз: их частое использование наносит здоровью девочки больше проблем, чем не использование вовсе. Любая очищающая косметика (даже самая мягкая, pH-нейтральная и т.п.) допустима в области половых органов максимум - один раз в день. И скорее всего этот раз приходится у вас на время . Это значит, что подмывать девочку в течение дня следует без использования каких бы то ни было косметический средств - мыла, пенки, геля и т.п.
  • В случае, если нет поблизости проточной воды (вы в дороге, в гостях у деревенских родственников и т.п.) можно использовать гигиенические влажные детские салфетки. Причем использовать их допускается только в «одностороннем порядке» - строго по направлению от лобка к копчику, и ни в коем случае не наоборот. Иначе вы просто собственноручно занесете опасных бактерий на нежную слизистую гениталий.
  • Следите, чтобы в составе салфеток не было спирта и антисептиков!

Большинство детских гинекологов сходятся во мнении, что использовать мыло и другие косметические средства, подмывая девочку, можно в среднем 2-3 раза в неделю, не чаще. Все остальное время главным инструментом и средством гигиены является только теплая проточная вода.

Если для интимной гигиены девочки вы решили использовать специальное косметическое средство или влажные салфетки, четко убедитесь, что ваш малыш соответствует возрастной категории, указанной на упаковке - все средства подобного рода имеют существенные различия в составе и строго разделяются по возрастной аудитории: одни предназначены именно для маленьких девочек, другие - для маленьких мальчиков, третьи - для подростков, четвертые - для взрослых женщин и т.д.

Если же вы решили отдать предпочтение простому куску мыла, то и здесь следует подойти к его выбору с умом. Лучше всего выбрать обычное (но не кусковое, а жидкое) мыло, предназначенное для гигиены ребенка первого года жизни. Именно к этим средствам предъявляются наивысшие производственные требования - в них нет красителей, у них идеальный pH и т.п.

Зачастую это младенческое жидкое мыло намного более подходит для интимной гигиены ребенка любого возраста и даже взрослого человека, нежели какое-то другое специальное средство, изначально предназначенное именно для ухода за половыми органами.

Как правильно подмывать девочку: чем плохо обычное мыло

Этот абзац - специально для тех, кто считает, что для интимной гигиены вполне подойдет и обычное мыло. А траты на отдельное средство «для нежных мест» - это лишь уловки маркетинга и бессмысленная потеря денег.

А вот и нет! В данном случае покупка специального средства (а именно - жидкого мыла для ребенка первого года жизни) - совершенно разумный и правильный поступок.

Давайте представим: что всякий раз, когда вы моете лицо обычным мылом, вы, помимо щек, подбородка и лба, тщательно намыливаете себе широко раскрытые глаза и рот изнутри. Как думаете, понравится вашей слизистой глаз и рта столь «грубое» обращение? Однозначно ощущения будут негативными: ждите жжения, зуда, пересыхания и резкое возрастание количество бактерий. Так почему же вам дороги собственные щеки, но безразлично здоровье дочери?

Ведь у маленькой девочки половые органы более чем на 85% составляют именно слизистые оболочки.

Что надеть на нежные места?

Требования к одежде в области половых органов у девочек - самые строгие.

  • Нельзя допускать, чтобы одежда и белье были обтягивающими, или еще хуже - сдавливали область половых органов.
  • Материалы - только натуральные, лучшие всего - стопроцентный натуральный хлопок.
  • Желательно, чтобы трусы, которые носит девочка были белого цвета (особенно это касается совсем крошечных девочек, которых постепенно отучают от ношения подгузников, и приучают к горшку и ношению белья). Белое - это значит без красителей. Дело в том, что красители, использующиеся в производстве тканей, по природе своей весьма загадочны. Сами по себе они могут быть совершенно безвредны, а вот смешиваясь с человеческим потом, вдруг могут превращаться в серьезные аллергены. Нет никакого резона рисковать - разумнее на первых порах просто использовать белье без красителей.

Роль подгузника в гигиене девочек

Большинство педиатров в наши дни искренне благодарны появлению на российском рынке подгузников. Казалось бы - такая незначительная деталь гардероба! Но как и в случае , в вопросах интимной гигиены девочек подгузники играют существенную положительную роль.

Дело в том, что подгузник предотвращает попадания жидкого кала у новорожденной девочки во влагалище. А именно это является основной причиной возникновения тяжелых инфекционных заболеваний у девчат-грудничков.

Как только подгузники «вошли в моду», статистика по инфекционным заболеваниям половых органов у девочек в возрасте до года снизилась в несколько раз.

Иными словами - пусть ваша малышка носит подгузник, в прямом смысле слова, на здоровье! А бабушку, которая все время ворчит, что у внученьки «в этой броне попа преет», можно не переубеждать, но и опираться на ее устаревшие знания в этом вопросе тоже не стоит.

Правильная гигиена девочки помогает избежать синехий?

Поясним: синехии половых губ у девочек - это довольно распространенный физиологический феномен (запомните: это - не заболевание!), основная особенность которого - слипание малых половых губ у девочек грудного возраста.

Дело в том, что работа слизистых оболочек половых органов определяется количеством половых гормонов в крови. У маленьких девочек в возрасте от 6 месяцев и примерно до двух лет женских половых гормонов (эстрогенов) крайне мало. Именно поэтому слизистые оболочки половых органов нередко слипаются (и в очень редких случаях могут даже сращиваться).

Синехии никогда не наблюдаются у малышек первого полугода жизни, потому что некоторый запас эстрогенов каждая девочка получает в момент родов - этакий напутственный подарок от матери. После 2-3 лет в организме девочки постепенно начинает увеличиваться количество эстрогенов, достигая своего первого пика в начальной стадии полового созревания (около 7-9 лет).

Самый распространенный девчачий возраст для возникновения синехий - от 10 месяцев до двух лет.

По наблюдениям доктора О. Е. Комаровского: официальная статистика у нас в стране говорит о 1,5-3 % девочек, имеющих синехии в возрасте от 6 месяцев до 3 лет. Однако профессиональный практический опыт педиатров утверждает, что в некоторых регионах России такое явление как синехии наблюдаются у 30-40 % девочек этого возраста.

Как влияют синехии на ежедневную интимную гигиену девочки

В подавляющем большинстве случаев синехии «проходят» сами по себе в подростковом возрасте, когда количество эстрогенов в крови девочки постепенно увеличивается. Но иногда, довольно редко, бывают и такие серьезные случаи слипания половых губ, при которых практически полностью блокируется выведение мочи. В этом случае физиологическое явление уже приобретает статус заболевания и подвергается лечению.

Ни в коем случае, при обнаружении синехий у своей маленькой дочки, даже не помышляйте о том, чтобы каким-либо образом пытаться самостоятельно разделить половые губы. Даже в случае, когда о разделении в принципе заходит речь в кабинете детского гинеколога, то делается это перво-наперво с помощью специальных мазей. А отнюдь не механически!

Повторимся: если у девочки наблюдаются синехии, но при этом кроме слипания половых губ, никаких других симптомов нет, то ничего лечить не надо.

Если же помимо слипания малых половых губ наблюдаются также какие-то выделения, покраснение, зуд, затруднения мочеиспускания и другие симптомы, то синехии лечат с помощью специальных мазей с необходимым количеством эстрогенов в составе. Использование мазей помогает абсолютному большинству девчат. Конечно, бывают случаи, когда сращение произошло настолько сильно, что нет другого способа разделить ткани, как механическое вмешательство. Но процент подобных «операций» в наши дни ничтожно мал.

Гигиена новорожденной девочки

Правила интимной гигиены новорожденной девочки не так, чтобы сильно отличаются от того, как следует подмывать девочку грудного возраста и постарше: в основе ритуала - та же самая проточная вода и минимум косметических средств. Но есть и некоторые нюансы. Например:

  • 1 В первые дни после появления на свет у новорожденной девочки внешние половые органы покрыты слоем белесой смазки - это особая защитная «преграда», которая не позволяет первое время проникнуть инфекциям в «святая святых». Вы окажите своей крохе досадную медвежью услугу, если как следует помоете ее, лишив тем самым защитного барьера. Ничего не трогайте и никуда не лезьте руками! Постепенно, во время обычных подмываний и купаний белая смазка смоется сама собой.
  • 2 Новорожденной девочке следует менять подгузник каждые пару часов (при условии, что он не пустой). Если малышка наделала «по-большому» - однозначно несите ее под струю теплой проточной воды. Причем держите так, чтобы вода двигалась по промежности новорожденной девочки строго в направлении от лобка к попе.
  • 3 Первый месяц никаких косметических средств и травяных отваров при подмывании новорожденной девочки использовать не надо.
  • 4 После подмывания по возможности не одевайте девочку сразу - дайте ей 10-15 минут побыть голышом. Во-первых, это полезно для кожи малышки. Во-вторых - это простецкое мероприятие неплохо закаляет младенца. В-третьих, это позволит вам использовать меньше косметических средств от опрелостей, которые хороши для попы, но вот для промежности не слишком полезны: любое масло, крем или присыпка, попавшие на интимную область, в первые недели жизни девочки «работают» против нее. Чтобы быстрее наладить правильную работу слизистой в этой зоне, необходима лишь проточная вода и воздух. Любые другие текстуры - присыпка, жирный крем или масло будут лишь затруднять работу слизистой.

11 главных правил интимной гигиены девочки: памятка «на холодильник»

Резюмируем основные правила гигиены девочки, которые любой родитель, даже из рук вон плохо разбирающийся в тонкостях женской анатомии, должен соблюдать железно:

  • 1 Ежедневно для очищения зоны половых органов лучше всего использовать простую проточную воду и не более того. В случае, когда вода недоступна имеет смысл "подключить к делу" детские влажные салфетки без содержания спирта и антисептиков. Косметическое средство можно использовать не чаще 1 раза в день, но лучше всего - 2-3 раза в неделю.
  • 2 В качестве косметического средства лучше всего использовать обычное жидкое мыло для ухода за детьми первого года жизни. Причем без оглядки на то, сколько лет вашей дочурке на самом деле.
  • 3 Использовать мыло (как и влажную салфетку) можно только снаружи - на внешних половых губах.
  • 4 Если у девочки наблюдаются синехии, но никаких негативных симптомов нет, то никакого лечения они не требуют. Подмывать ее следует точно также, ка и любую другую девочку.
  • 5 Подмывать девочку можно только руками (чистыми, конечно же) - никакие мочалки и губки, ватные диски или ватные палочки не допустимы. Движения при подмывании всегда одинаковые - от лобка к попе, и ни в коем случае не наоборот.
  • 6 После подмывания проточной водой, не трите зону половых органов у девочки полотенцем, а только слегка промакните ее.
  • 7 Если вы с малышкой посещаете бассейн, то перед уходом домой достаточно просто ополоснуться под душем, нет никакой нужды использовать косметические средства или мочалки. Но при посещении бассейна, как и любых других «казенных» заведений, важно, чтобы у вас собой было свое, личное, полотенце.
  • 8 Если вы уже время от времени одеваете свою кроху в трусы, то эти трусы должны быть: не плотно облегающими, из хлопка, белые. Стирать их следует детским мылом с двойным полосканием в финале.
  • 9 Даже если никаких видимых проблем в области половых органов девочки вы не обнаруживаете, ее все равно необходимо эпизодически показывать детскому гинекологу: в возрасте 1 года, перед садиком и перед школой.
  • 10 Обучать девочку ритуалу интимной гигиены, чтобы она уже самостоятельно могла ежедневно подмываться, самое время - в 5-6 лет.

Не садись на пенек!

Интимная гигиена девочек подразумевает не только ежедневный ритуал подмывания. Но и определенные правила поведения. Главное из которых - держаться на расстоянии от любых прохладных поверхностей.

Миллионы девочек в любом поколении слышат сызмальства от своих и чужих строгие предостережения: «Не садись на прохладный камень! Встань с земли - она холодная! Надень рейтузы - застудишься! Выйди из воды - простудишься!». И массу подобных нотаций в десятках вариаций...

Что это такое? Где те веские причины, которые порождают такую уйму запретов для маленьких и больших девочек? Почему дамам от мала до велика нельзя сидеть на кафельном полу в одних трусах, даже если на дворе - сорокоградусное лето?

Смысл всех этих запретов (а они - абсолютно справедливы и верны!) вот в чем: когда маленькая девочка (едва только она научилась самостоятельно садиться), подросток или даже взрослая барышня усаживается на холодный камень, или же долго стоит в холодной воде и т.п., происходит локальное переохлаждение в области половых органов.

Вы сами (если вы относитесь к женской половине человечества) можете даже не заметить этот коварный холодок в области пониже пояса, тем не менее он есть и свое «черное» дело он, увы, сделает даже без вашего ведома.

Переохлаждение, в свою очередь, вызывает сокращение сосудов матки и яичников. Печальный итог этой цепи - резкое нарушение кровообращения в половых органах, что значительно повышает шансы на возникновение затяжных и болезненных воспалительных процессов в «нежном» месте.

Научите свою кроху уже с первого года жизни не садиться попой на камни, кафель, мраморные подоконники и ступеньки, да и на прочие подобные поверхности.

Ведь это ни много ни мало - отчасти гарантия того, что в будущем вы вдосталь насладитесь обществом своих родных внуков...

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гигиена детей дошкольного возраста

Слайд№2

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань, отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Приходить в детский сад или школу с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения , систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители. Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене . Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте.

Слайд№3

Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья. Обучение дошкольников гигиене - задача родителей и воспитателей, поэтому желательно обеспечить полную согласованность требований ДОУ и семьи ребенка. Важно выработать общие критерии оценки отдельных действий, и в саду, и дома четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для детей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Дошкольникам необходимо сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены детей, раскрывать их значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. К главным научно-методическим приемам обучения относятся наглядные, словесные, игровые и практические. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он учится все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или иное задание, а в дальнейшем предоставляет ему большую самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все выполнил, следит ли он за личной гигиеной, нужно на протяжении всего дошкольного возраста.

Слайд№4

Гигиена детей: режим дня

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Слайд№5

Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

Умывание – первый этап гигиены дошкольников

Слайд№6

Каждое утро все дети должны умываться : мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером. Если полотенце, после того как им вытирались, остается чистым, значит, ребенок умылся хорошо.

Уход за телом в детском возрасте зависит от воспитания ребенка. У него должен быть выработан уже самостоятельно. Если в два года, малыш еще учится мыть ручки, то в шесть лет ребенок может вымыть их сам, засучив рукава, намылить мокрые ручонки, и тщательно удалить мыльную пену с грязью, затем насухо вытереть их полотенцем. Ногти мыть щеткой каждый день, а подстригать их раз в неделю. Гигиена для детей дошкольного возраста должна быть чуть ли не на первом месте, так как в этот период развития он много гуляет и играет на детских площадках, а там соответственно

К шести годам воспитанный по режиму ребенок уже самостоятельно следит за собой, и у него выработанный инстинкт личной гигиены. Он без проблем вымоет руки после посещения туалета, после прогулки на улице, после того, как поиграет с животными, перед едой и по мере загрязнения.

Гигиена полости рта у дошкольников

Слайд№7

Чтобы предупредить заболевание и разрушение зубов, надо приучить детей после обеда полоскать рот теплой водой. Маленьким детям первое время это дается с трудом, но, повторяя нужные движения за взрослыми, они постепенно привыкают правильно полоскать рот. В 2-летнем возрасте знакомим ребенка с зубной щеткой, в игровой форме учим чистить зубки. Сначала малышом это воспринимается как игра, развлечение, но если это делать систематически, то ребенок привыкает и испытывает в этом необходимость. С 3-4-летнего возраста детей надо приучать чистить зубы правильно, выполняя необходимую гигиену полости рта у дошкольников: верхние зубы - сверху вниз, нижние – снизу-вверх с наружной и внутренней сторон. Дети должны чистит зубы перед сном, и утром после сна. Не реже двух раз в год детей необходимо показывать зубному врачу.

Пользование носовым платком – основа гигиены детей

Слайд№8

В кармане у дошкольника всегда должен быть чистый носовой платок. С самого начала второго года жизни можно приучить ребенка к платку. Если малышу регулярно вытирать грязный нос, то после двух лет он будет просить об этом сам. При насморке не следует заставлять ребенка сморкаться часто: воспаленная слизистая оболочка от частого сморкания еще больше раздражается. Важно научить детей правильно сморкаться, зажимая одну ноздрю, иначе слизь вместе с микробами может проникнуть в барабанную полость и вызвать воспаление среднего уха. Обучать этому нужно осторожно, не зажимая ребенку нос слишком сильно. Неприятные резкие движения взрослых во время обучения гигиеническим навыкам, вызывающие у ребенка боль, - основная причина нежелания и даже сопротивления малышей тому, чтобы приобщаться к гигиене.

Купание как элемент гигиены детей дошкольного возраста

Слайд№9

Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.

Купание и умывание должны быть приятны ребенку. Если в глаза попадает мыло, а воду льют такой сильной струей, что он захлебывается, если вода слишком холодна или слишком горяча, то неудивительно, что ребенок будет сопротивляться купанию. Когда взрослые поступают бережно, то ничего, кроме приятных ощущений, купание вызвать не может. Каждый вечер принято тщательно мыть ребенка: лицо, руки, ноги, и тщательно подмывать. Если ребенок ежедневно не принимает душ или ванну, то его надо купать два раза в неделю. Ноги надо мыть перед ночным сном, а летом и перед дневным.

Гигиена волос и ногтей у детей

Слайд№10

В волосах накапливается пыль, смешиваясь с кожным салом, она оседает на коже, что создает благоприятные условия для развития болезнетворных микробов. Поэтому малышам дошкольного возраста нужно подстригать волосы, чаще их мыть, причесывать не реже двух раз в день, выполняя необходимую гигиену детей. Девочкам, у которых длинные волосы, можно завязывать их небольшими хвостиками или заплетать в косички. У каждого ребенка должна быть своя расческа. Расчески еженедельно нужно мыть щеткой с мылом и хранить в определенном месте.

Слайд№11

В этом возрасте дошколята не способны сами ухаживать за ногтями. Их подстригают взрослые, но ребенок может сам вычищать грязь из-под ногтей щеточкой.

Гигиена детей: приучение к опрятности

Слайд№12

Необходимо следить за чистотой и опрятностью одежды и обуви детей. Уже на третьем году жизни это должно стать предметом заботы самого ребенка. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде или обуви, он должен привыкать устранять его - самостоятельно или с помощью взрослых. Запачкалась рубашка или платье - нужно принести чистые и помочь переодеться, промокли ботинки - необходимо переобуться. Расстегнулась пуговица, развязался шнурок - следует попросить ребенка застегнуть или зашнуровать. Если с раннего возраста обращать внимание ребенка на неопрятность - через некоторое время он начнет ощущать потребность в чистоте и будет испытывать своеобразное неудобство, пока не приведет себя в порядок - сам или с помощью взрослого.

Слайд№13

Воспитать у ребенка привычку быть чистым и опрятным несложно. Главное - делать это последовательно. Также нужно помнить, что в дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому большую роль в формировании навыков играет личный пример взрослых.

МБДОУ Боевой детский сад

Выступление на родительском собрании

Разделы: Работа с дошкольниками

Обучающие

  • учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности.

Развивающие

  • Привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов, еженедельное купание.
  • Развивать воображение, фантазию, внимание, сообразительность.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
  • Воспитывать умение слушать друг- друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.
  • Создавать положительный эмоциональный настрой.

Материал:

  • урок-презентация (Приложение 1).
  • экран, проектор, ноутбук., видеозаписи мультфильма "Королева Зубная щетка", "Мойдодыр", "Петя и микробус";
  • посылка от Мойдодыра с предметами личной гигиены, конверт с письмом, кувшин с водой, тазик, карточки для индивидуальной работы, схемы для составления рассказа, смайлы- настроения

Словарная работа: личная гигиена, микробы, Мойдодыр, неряха, грязнуля,

Предварительная работа: ежедневное формирование коллективно гигиенических навыков, разучивание слов сценки, чтение произведений К.И.Чуковского "Мойдодыр".

Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.

Использованная литература:

  1. Планы занятий по программе "Развитие"
  2. Л. А. Венгера; Праздники здоровья для детей М.Ю. Картушина, Москва 2009.
  3. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. "Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи", Воронеж, ТЦ "Учитель", 2006 г.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наше занятие.

Покажите, с каким настроением вы пришли на занятие (Дети показывают с каким лицом радостным или грустным они пришли на занятие).

Надеюсь, что к концу нашего занятие у всех будет хорошее настроение.

Вы готовы, глазки? (поглаживают веки глаз)

Да! (смотрят в "бинокль")

Вы готовы, ушки?

Да! (прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)

Вы готовы, ручки?

Да! (хлопают в ладоши)

Вы готовы, ножки?

Да! (поглаживают ноги, притопывают)

Вы готовы?

Да! (разводят руки в стороны и обнимают себя)

II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.

Внимание на экран. (слайд)(Просмотр фрагмента мультфильма "Мойдодыр")

Почему от мальчика сбежали вещи?

А вы догадались, как можно назвать этого мальчика?

(Неряха, грязнуля.)

Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?

(Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)

Молодцы! Именно о правилах личной гигиены мы будем говорить на нашем занятии.

Как вы думаете, что такое "личная гигиена"? (ответы детей)

Личная гигиена - это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

К концу занятия мы с вами составим правила личной гигиены.

III. Открытие нового знания.

Фрагмент из мультфильма Королева зубная щётка. (входит девочка)

Сценка про грязнулю.

Ах, ты девочка, чумазая
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки, на руках дорожки

Я на солнышке лежала
Руки кверху всё держала
Вот они и загорели.

Ах, ты девочка, чумазая
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа чёрный
Будто закопчённый.

Я на солнышке лежала
Носик кверху я держала
Вот он и загорел

Девочка нужно руки тебе помыть.

Ира ватку возьмёт
И носик ей потрёт.
- Рома мочалку возьмёт
И ладошки ей потрёт.

Не трогайте ладошки
Они не будут белые
Они же загорелые.

Давайте девочку научим правильно мыть руки

Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, затем смыть пену водой, и вытереть на сухо.

Давайте посмотрим на её руки.
А ладошки то отмылись.
Значит, это была грязь.

Ребята, а когда мы моем руки?

А давайте посмотрим, что может произойти, если не умываться и не мыть руки.

Что может случиться, если не умываться и не мыть руки?

(Фрагмент мультфильма Витя и Микробус)

Чем покрыто наше тело?

(Наше тело покрыто кожей. Воспитатель предлагает детям рассмотреть кожу на своих руках.)

Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов.

Грязная кожа может принести вред здоровью. И кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим.

Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.

Физкультминутка

Чтобы быть здоровым, сильным
Мой лицо и руки с мылом
Рано утром не ленись
На физкультминутку становись.

Кто умеет чисто мыться?
Кто водички не боится?
Это - мы, это - мы,
Это, это, это - мы!
Умываться мы умеем,
Моем руки, моем шею
вот так; вот так,
Чистим зубки
Вот так, вот так.
Мы помылись, как большие,
Вот мы чистые какие!
Посмотри, посмотри!

IV. Предметы личной гигиены.

К нам в группу пришла посылка. Давайте узнаем от кого эта посылка.

Отгадайте, что там лежит?

Лёг в карман и караулю:
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок )

Гладко и душисто, моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было - Что, ребята? (Мыло )

На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)

Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось -
Нет сухого уголка. (Полотенце )

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа )

Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
И та станет чище. (Платяная щетка.)

Кто считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щётка )

Все эти предметы личной гигиены.

(По ходу работы воспитатель достает кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце, щетку для чистки одежды.)

Ребята, вам знакомы с этими предметами? Для чего они нужны?

Ребята, посмотрите "Мойдодыр" оставил нам еще какие-то рисунки, как вы думаете, для чего?

Нам нужно составить небольшой рассказ по этим рисункам.

Давайте попробуем, обязательно используем предметы личной гигиены.

(дети составляют самостоятельно рассказы по схемам)

V. Первичное закрепление

1. Игра "что с чем дружит" (работа с карточками)

Проверка.

С чем дружит нос:, туфли:, ногти:, волосы.., зубы..?

А вы дружите с зубной щёткой.

Почему надо чистить зубы?

На зубах постоянно образуется налёт. Он состоит из микробов и остатков пищи. Пища застревает и между зубами. Поэтому очень важно чистить зубы.

Сколько раз надо чистить зубы?

(Два раза в день: утром и вечером).

Мы с вами повторили, как надо мыть руки, умываться, чистить зубы. Еще раз посмотрите на все предметы, лежащие у меня на столе.

Какие предметы нужны, чтобы умыться? (мыло и полотенце)

А какие предметы нужны чтобы почистить зубы? (зубная щётка и зубная паста)

ИГРА "Советы Мойдодыра"

Цель игры: закрепить знания детей о правилах личной гигиены.

1. Умываться по утрам и вечерам.

2. Чистить зубы нужно 2 раза в день (утром, после завтрака, и вечером, перед сном)

3. Ежедневно расчесывать волосы.

4. Стричь вовремя ногти.

VI. Итог занятия.

Ребята, а вы заметили, что мы с вами сами составили правила личной гигиены. Давайте их повторим. (Дети повторяют)

VII. Рефлексия.

Звучит песня.

Какое у вас настроение осталось после нашего занятия?