«Подросток, здоровье, будущее» Проблемы формирования здоровья современных подростков. Современные аспекты состояния здоровья детей Современные проблемы формирования здоровья детей

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Антонова, Елена Вадимовна. Здоровье российских подростков 15-17 лет: состояние, тенденции и научное обоснование программы его сохранения и укрепления: диссертация... доктора медицинских наук: 14.00.33 / Антонова Елена Вадимовна; [Место защиты: Научно-исследовательский институт педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН].- Москва, 2011.- 298 с.: ил.

Введение

Глава 1. Современное состояние здоровья подростков России как актуальная медико-социальная проблема

Глава 2. Объем и методы исследования 32

Глава 3. Результаты комплексного медико-статистического исследования заболеваемости российских подростков

3.1. Характеристика заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью

3.1.1. Динамика заболеваемости с диагнозом, установленным впервые

3.1.2. Динамика общей заболеваемости 52

3.2. Региональные особенности заболеваемости 56

3.2.1. Первичная заболеваемость 57

3.2.2. Общая заболеваемость 66

3.3. Заболеваемость по данным углубленного медицинского осмотра

3.4. Общая накопленная и исчерпанная заболеваемость 86

Глава 4. Тенденции инвалидности и смертности подростков в Российской Федерации

4.1. Инвалидность 103

4.2. Смертность 125

4.2.1. Тенденции смертности 125

4.2.2. Региональные особенности 141

4.3. Предотвратимость смертности и инвалидности 152

Глава 5. Результаты исследования самосохранительного поведения подростков

Глава 6. Состояние медицинского обеспечения детей подросткового возраста, его эффективность и качество

6.1. Система медицинского обеспечения и здоровье подростков 198

6.2. Результаты анкетирования врачей 211

6.3. Результаты анкетирования родителей детей подросткового возраста 229

Глава 7. Научное обоснование и основные направления программы сохранения и укрепления здоровья подростков России 229

7.1. Характеристика проблемы и основные направления ее решения

7.2. Цель и задачи программы 241

7.3. Принципы построения программы 245

7.4. Основные разделы и мероприятия программы 250

7.5. Основные индикаторы эффективности программы 260

Заключение 265

Список литературы 286

Приложения 310

Введение к работе

Актуальность исследования. Решение демографической проблемы -одно из первостепенных направлений государственной политики Российской Федерации. Хотя по сравнению с 2005 годом рождаемость в стране увеличилась более чем на 21 процент, младенческая смертность сократилась на четверть, численность населения России в 2009 году впервые за много лет не уменьшилась, однако, в ближайшие 15 лет будут сказываться последствия демографического спада 90-х годов (Д.А.Медведев, 2010).

Выделение приоритетных направлений и их целевое финансирование стали эффективными методами решения самых острых социальных задач и проблем, в том числе и в охране здоровья детей, как, например, углубленная диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, увеличение объемов высокотехнологичной медицинской помощи детям.

Вместе с тем, многие показатели остаются очень тревожными. Продолжает сокращаться число детей в возрасте от рождения до 17 лет включительно: с 31,6 млн. в 2002 году до 25,4 млн. человек в 2009 году.

За период с 2000 года по 2008 год численность детей в возрасте 15-17 лет сократилась почти на 30% - с 7543 тыс. человек до 5274 тыс. человек в 2008 году (Росстат, 2009).

Особое беспокойство вызывает состояние здоровья подростков, которые представляют собой ближайший репродуктивный, социальный, экономический, военный, интеллектуальный и культурный резерв общества (Баранов А.А. и др., 2006; Потапов А.И. и др., 2008).

От уровня здоровья в подростковом периоде жизни зависит реализация жизненных планов, в том числе профессиональная подготовка, стремление к социальному развитию, создание семьи и рождение детей, то есть именно те факторы, которые предопределяют развитие страны в целом (Баранов А.А. и др., 2003, 2006; Кучма В.Р. и др., 2003; Щепин В.О., 2004; Альбицкий В.Ю., 2006; Сухарева Л.М. и др., 2009; Чичерин Л.П., 2010).

В резолюции XIV Конгресса педиатров России (2010) отмечено, что если заболеваемость детей в возрасте до 14 лет с 2000 г. увеличилась на 8,5%, то среди детей в возрасте 15-17 лет ее рост составил 69,5%). Среди детей всех возрастов отмечается преимущественный рост хронической патологии, доля которой в структуре всех нарушений здоровья в настоящее время превышает 30%>.

Официальные статистические данные за последние 5 лет свидетельствуют о том, что общая заболеваемость детей старшего подросткового возраста (15-17 лет) увеличилась на 25%, а первичная - на 24%. После окончания школы только 15% детей являются абсолютно здоровыми, до 60% детей имеют хронические заболевания и 25% подростков -различные функциональные или пограничные расстройства (Баранов А.А. и др., 2008; Ильин А.Г., 2008; Конова СР., 2008; Модестов А.А. и др., 2008; Кучма В.Р. и др., 2009).

Детская инвалидность является одной из важнейших проблем современности во всех странах, так как охватывает сотни тысяч детей, которые нуждаются во внимании и поддержке общества, социальной, медицинской и другой помощи. Динамика детской инвалидности в нашей стране характеризуется ростом как абсолютного числа детей, получивших статус ребенка-инвалида, так и показателей ее распространенности (Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н., 2001, 2008).

Особую тревогу вызывает детская и юношеская смертность. Увеличение внешних причин смертности отмечается среди подростков в возрастной группе 15-19 лет. Анализ подростковой смертности показал, что 75% от общего числа смертей можно было предотвратить, поскольку они были обусловлены несчастными случаями (34%) и самоубийствами (30%), злоупотреблением или отравлением психоактивными веществами (6%), алкогольной интоксикацией (5%) (Альбицкий В.Ю., 2010).

Прямое влияние на демографические процессы оказывает состояние репродуктивного здоровья детей и подростков, вступающих в фертильный возраст. Имеются многочисленные данные о том, что около 60% заболеваний детского и подросткового возраста могут представлять угрозу фертильности. За последние 5 лет частота гинекологических и андрологических болезней среди детей всех возрастов увеличилась на 50%. Более половины детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции (Мирский В.Е., Рищук СВ., 2008, Уварова Е.В., 2010). Возникает замкнутый круг: «больные дети - больная молодежь - больные родители - больные дети» (Юрьев В.К., 2000).

То, как впоследствии будет развиваться демографическая ситуация в России, в очень большой степени зависит от социологических и психологических характеристик, ценностных ориентации и предпочтений современных подростков. Эксперты ВОЗ считают, что причины 70% случаев преждевременных смертей среди взрослых связаны с поведенческими факторами, приобщение к которым происходит в подростковом возрасте (ВОЗ, 2005). Отмечаемое во многих исследованиях рискованное поведение детей, подростков и молодежи, усугубляемое возросшим потреблением табака, алкоголя и наркотиков, подтверждает это предположение (Стародубов В.И. и др., 2003; Камаев И.А., 2005; Баранов А.А. и др., 2007, 2009; Макеев Н.И., 2010; Онищенко Г.Г., 2010).

Таким образом, обеспечение и сохранение здоровья, в том числе, репродуктивного, детей, особенно подросткового возраста, - самый перспективный вклад, который российские общество и государство могут сделать в настоящий момент, чтобы иметь гарантированные перспективы своего развития в самом ближайшем будущем. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что многие вопросы формирования здоровьесберегающего поведения, заболеваемости, инвалидности, смертности у детей подросткового возраста в Российской Федерации требуют более углубленного изучения и разработки программы по сохранению и укреплению здоровья подростков.

Цель работы - разработать систему мероприятий по совершенствованию медико-социального обеспечения подростков в возрасте 15-17 лет в Российской Федерации на основе комплексного социально-гигиенического и медико-организационного исследования.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности заболеваемости детей подросткового возраста в

Российской Федерации

2. Проанализировать структуру, уровень, региональные особенности и тенденции инвалидности и смертности подростков в Российской Федерации.

Изучить параметры самосохранительного поведения подростков.

Провести анализ состояния медицинского обеспечения подростков в

Российской Федерации.

5. Оценить качество медицинской помощи по данным анкетирования подростков, родителей, врачей.

6. Разработать методологические подходы к построению комплексной целевой программы сохранения и укрепления здоровья подростков Российской Федерации.

7. Предложить рекомендации по совершенствованию медицинской помощи подросткам. Научная новизна. В результате проведенного комплексного социально-гигиенического и медико-организационного исследования впервые получена следующая научная информация: выявлены основные медико-статистические закономерности первичной и общей заболеваемости подростков в Российской Федерации; впервые получены данные о накопленной и исчерпанной заболеваемости детей подросткового возраста; представлены региональные особенности заболеваемости, инвалидности и смертности подростков России; оценены резервы снижения смертности и инвалидности подростков РФ с позиции их предотвратимости; выявлены особенности самосохранительного поведения подростков с учетом их психологических характеристик; установлены основные проблемы медицинского обеспечения подростков на разных этапах оказания медицинской помощи; проведена оценка качества оказания медицинской помощи детям подросткового возраста с позиции самих подростков, родителей и врачей.

Данные, положенные в основу настоящего исследования, позволили впервые разработать методологические подходы к составлению федеральной программы «Сохранение и укрепление здоровья детей старшего подросткового возраста».

Практическая значимость полученных в ходе исследования данных и выводов заключается в том, что:

1) результаты исследования позволили определить ведущие направления сохранения и укрепления здоровья подростков Российской Федерации, которые были взяты за основу при разработке проекта федеральной программы «Сохранение и укрепление здоровья детей старшего подросткового возраста на 2011 - 2014 годы», утвержденного Президиумом Российской академии медицинских наук;

2) проведенная интегральная оценка и анализ медико-статистических закономерностей в изменении состояния здоровья российских подростков позволяют планировать и реализовать комплекс мероприятий и приоритетных направлений по оздоровлению и воспитанию подростков, рациональному и эффективному использованию медико-социальных ресурсов как на федеральном, так и на региональных уровнях;

3) использование медико-статистических данных для изучения динамики и структуры заболеваемости, инвалидности и смертности подросткового населения Российской Федерации позволяет выделять территориальные образования с максимальными и минимальными значениями показателей и разрабатывать дифференцированные профилактические программы на региональном уровне;

4) предложен научно-обоснованный подход к проведению региональной политики в области охраны здоровья подросткового населения России на основе учета разнородности уровней и структур причин подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности в территориальных образованиях страны и выявлении их предотвратимых причин в Российской Федерации;

5) разработанная методика изучения исчерпанной заболеваемости (свидетельство о регистрации программного обеспечения « IZARUS» № 2009614573) может быть использована для проведения информационного скрининга заболеваемости детей в регионах.

Внедрение результатов исследования в практику.

Основные результаты исследования нашли применение в учебно-педагогическом процессе кафедр: поликлинической и социальной педиатрии ФУВ ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, кафедры медицинской экспертизы факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, кафедры педиатрии и детской ревматологии педиатрического факультета Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, отдела постдипломного профессионального образования НЦЗД РАМН. Результаты диссертационного исследования использованы: Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации при подготовке материалов в Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации за 2008-2009 годы, а также при разработке приказа Минздравсоцразвития России от 19 августа 2009 года №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 08.06.2010г. №430н); в работе парламентских слушаний на тему: «Законодательное регулирование сокращения потребления алкогольной продукции в Российской Федерации», проведенных Комитетом по охране здоровья Государственной Думы 10 ноября 2009 года; Российской академией медицинских наук при разработке проекта федеральной целевой программы «Сохранение и укрепление здоровья детей старшего подросткового возраста на 2011-2014 годы». Получено свидетельство о регистрации программного обеспечения «IZARUS» № 2009614573 для изучения и сбора информации о заболеваемости.

Апробация работы. Диссертационная работа апробирована на совместном заседании проблемных комиссий «Медико-организационные проблемы педиатрии» и «Новые технологии в педиатрии» Учреждения Российской академии медицинских наук Научного центра здоровья детей РАМН.

Основные положения и результаты исследования доложены на Научно-практической конференции «Фармакотерапия и диетология в педиатрии» (Иваново, 2008), на XVI Съезде педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2009), на 4-ом Европейском Конгрессе педиатров (Москва, 2009), на Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 140-летию образования первой гигиенической кафедры в России, «Профилактическая медицина в России: истоки и современность» (Казань, 2009), на XIV Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2010), на Научно-практической конференции «Фармакотерапия и диетология в педиатрии» (Ставрополь, 2010), на XV Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2011).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 35 печатных работ, из них 15 в журналах, включенных в «Перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ».

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, обзора литературы, главы, отражающей методы и объем исследования, 5 глав с результатами собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы, содержащего 179 отечественных и 52 зарубежных источника, приложения. Диссертация изложена на 333 страницах, иллюстрирована 81 таблицей и 52 рисунками.

Современное состояние здоровья подростков России как актуальная медико-социальная проблема

Среди последствий глубоких социально-экономических преобразований, происходящих в конце XX и начале XXI столетия в стране, одними из наиболее пагубных являются изменение демографической ситуации и ухудшение здоровья граждан, которое затронуло практически все слои населения. В условиях неблагоприятной медико-демографической ситуации, связанной с резким снижением рождаемости и увеличением смертности в Российской Федерации, сокращением средней продолжительности жизни, ростом заболеваемости, сохранение здоровья подрастающего поколения является одной из важнейших социальных и стратегических задач общества. .

Состояние здоровья детей именно подросткового возраста вызывает пристальное внимание не случайно - ведь именно подростки составляют человеческий фактор демографического, трудового, экономического, интеллектуального и военного потенциала общества и государства на ближайшее будущее .

Государство уже столкнулось с проблемой отсутствия должного количества призывников для нужд армии по показателям здоровья, следующей может стать нехватка рабочих кадров, особенно в отраслях промышленности, где существует жесткий профессиональный отбор .

Актуальность проблемы определяется снижением за последние десятилетия численности детского населения в целом (на 26,4%) и, особенно, детей подросткового возраста, то есть в возрасте 10-17 лет (на 43%) .

Сложная демографическая ситуация во многом обусловлена низким репродуктивным потенциалом молодежи, вступающей в семейную жизнь. Распространенность бесплодного брака в некоторых регионах России превышает критический уровень и составляет от 8 до 19,6%. За последние 5 лет число гинекологических и андрологических болезней среди детей всех возрастов увеличилось в 1,5 раза.

Выраженные и распространенные нарушения физического, психического здоровья и социальной адаптации у юношей-призывников и девушек - будущих матерей, представляют угрозу развитию и безопасности страны и требуют немедленного и эффективного решения на уровне государственной политики .

В последнее время вопросам повышения рождаемости уделяется большое внимание на государственном уровне, что позволяет увеличить деторождение. Однако, при отсутствии должного внимания к здоровью уже родившихся детей возможны рост заболеваемости среди них, увеличение числа инвалидов вследствие перенесенных заболеваний, что, в свою очередь, может повысить социальные расходы государства и не дать ожидаемого роста трудового, оборонного, репродуктивного потенциала страны .

В послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию РФ (30.11.2010) прямо сказано: «26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами. Это - задача номер один для всех нас... Что необходимо сделать? ... Мы должны повысить доступность и качество медицинской, а также социальной помощи матерям и детям.... Необходимо провести технологическую модернизацию детских поликлиник и больниц, повысить квалификацию их сотрудников...Сегодня уже к первому классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей. Ещё более удручающие показатели обычно диагностируют у подростков. Отклонения по здоровью имеют две трети из них. Я поручаю, начиная с 2011 года, проводить их углубленную диспансеризацию.... Стратегический приоритет политики в сфере детства - это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни» .

Принимая во внимание огромную социальную значимость вышеизложенных аспектов, углубленное изучение состояния здоровья детей подросткового возраста становится одной из первоочередных задач отечественного здравоохранения.

По определению ВОЗ, принятому в большинстве стран, подростковый (пубертатный) возраст охватывает годы жизни от 10 до 20 лет включительно. Пубертатный период является переходным между детством и половой зрелостью, контролируемым комплексом нейроэндокринных факторов, обеспечивающих ряд физических и психических изменений, которые приводят к физической, психической и репродуктивной зрелости организма . Этот переход особенно сложен в психологическом отношении - дети, еще не став взрослыми, перестают быть детьми. Процесс формирования характера и личности часто труден как для самого подростка, так и для окружающих .

В пубертатный период повышена чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. При нарушении гигиенических моментов создаются предпосылки для реализации наследственной предрасположенности. Именно в этом возрасте начинаются многие хронические заболевания взрослых (артериальная гипертензия, язвенная болезнь и др.), ограничивающие профессиональную пригодность, возможность службы в армии, перспективы будущих отцовства или материнства .

Как отмечают многие исследователи, в пубертатном периоде происходит дебют многих эндогенных заболеваний, имеющих атипичные проявления, что создает большие диагностические трудности. Пубертатный период у некоторых подростков протекает с развитием пограничных состояний, которые принято обозначать как «функциональные» состояния, т.е. не связанные с органическими поражениями органов и систем. Это большая группа функциональных отклонений, которые в той или иной форме могут касаться почти всех важнейших систем и органов .

Физическое развитие детей - один из основных показателей состояния их здоровья. Оценка уровня физического развития в настоящее время не теряет своего первостепенного значения, так как во многом определяется социально-экономическими и экологическими условиями региона проживания, а также отражает уровень жизни населения. Доказана высокая диагностическая значимость отклонений физического развития как предиктора многих форм серьезной хронической патологи . Традиционно оценка физического развития школьников проводится по стандартным антропометрическим показателям. Однако, ряд зарубежных авторов пытаются некоторые показатели физического развития рассматривать как универсальные маркеры состояния здоровья детей, как, например, рост и длину ног или делать прогнозы о показателях физического развития во взрослом состоянии, основываясь на весо-ростовых показателях при рождении .

Многие авторы отмечают увеличение числа детей, имеющих дисгармоничное и резко дисгармоничное развитие. Основные нарушения выявляются со стороны массы тела, причем как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения: по некоторым данным, у каждого седьмого ребенка выявляется дефицит массы тела, а у каждого шестого - ее избыток .

Характеристика заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью

Система организации статистического учета заболеваемости позволяет регистрировать все случаи обращения пациентов в учреждения амбулаторной медицинской помощи.

Вместе с тем, материалы заболеваемости населения по данным обращаемости, полученные в условиях даже вполне доступной медицинской помощи, не могут дать полного представления о частоте и распространенности тех или иных болезней детей в полном объеме и в то же время показатели такого рода могут приблизиться к "исчерпанной заболеваемости" в основном при некоторых острых случаях болезней, отравлениях и травмах.

Одним из критериев общественного здоровья является заболеваемость, учет которой ведется на основании разработки «Талона амбулаторного пациента» (ф. 025-10/у-97).

Отправной точкой изучения заболеваемости по обращаемости нами взят 2002 г. - год Всероссийской диспансеризации детского населения. Следующие временные параметры отражают динамику заболеваемости в четырехлетнем интервале.

Динамика первичной заболеваемости подростков 15-17 лет по обращаемости за период (2002 - 2008 гг.) представлена в табл. 3.1. В 2008 г. она составляла, в среднем по России, 117989,5 на 100 тыс. соответствующего населения (в сравнении с 2002 г. - 96625,0%ооо) и повысилась на 21364,5%ооо, или на 18,1%.

Из табл. 3.1 видно, что частота заболеваемости по классам в отдельные годы отличалась нестабильностью. Так, инфекционные болезни имели наивысший показатель в 2006 г., а в 2008 г. их значение возвратилось к уровню 2002 г. Такие колебания характеризуют годы, связанные с эпидемией гриппа. Те же погодовые тенденции характерны в отношении психических расстройств и врожденных аномалий. На общий уровень первичной заболеваемости значительное влияние оказали симптомы, признаки и отклонения от нормы (+52,5%) и новообразования (40,2%), что, скорее всего, связано с новыми диагностическими возможностями амбулаторно-поликлинических учреждений и улучшением качества углубленных осмотров подростков. Примерно на треть повысился показатель в связи с болезнями нервной системы, органов кровообращения, мочеполовой системы. Повышение уровня травм и отравлений на 3389,1%ооо указывает на социальное неблагополучие в подростковой среде.

Незначительный рост заболеваемости наблюдался среди психических расстройств (2,9%»), болезней костно-мышечной системы (9,3%), болезней глаза и его придаточного аппарата (14,4%).

Обращает на себя внимание незначительное снижение уровня показателей за период 2006-2008гг. по болезням уха и сосцевидного отростка (на 0,9%), болезням органов дыхания (2,7%), мочеполовой системы (1,7%), врожденным аномалиям (2,2%), инфекционным болезням (8,9%). Процесс снижения заболеваемости, кроме перечисленных классов, был связан преимущественно с болезнями эндокринной системы, показатели которых равномерно сокращались за все исследуемые годы и в 2008 г., в сравнении с 2002 г, составив максимальную убыль (12,8%).

Как следует из приведенных данных, в последние годы (2006-2008 гг.) наметилась некоторая тенденция снижения или стабилизации первичной заболеваемости как общего показателя (-0,3%), так и ряда приведенных выше болезней. Ситуацию со снижением первично выявленной заболеваемости можно объяснить улучшением ресурсной базы здравоохранения в связи с реализацией Национального проекта "Здоровье", цель которого была направлена не только на совершенствование лечебно-диагностической помощи, но и на меры по улучшению профилактики болезней. Подтверждением этого является открытие в стране в 2010 году 193 Центров профилактики для детей за счет средств федерального бюджета.

В то же время, рост у подростков психических расстройств и расстройств поведения, болезней нервной системы, системы кровообращения и органов пищеварения свидетельствует о неиспользованных резервах первичной профилактики на уровне муниципального здравоохранения, семьи и образовательного учреждения.

Краткая характеристика сведений о заболеваемости подростков 15-17 лет, динамика по отдельным классам МКБ -10 позволяет оценить тенденции в состоянии здоровья, эффективность медицинских и социальных программ, планирование различных видов медицинской помощи, рациональное использование материальных и кадровых ресурсов системы здравоохранения.

Предотвратимость смертности и инвалидности

Предотвратимость смертности. Интегральную оценку происшедшим за анализируемый период изменениям в контексте деятельности здравоохранения позволяет дать концепция предотвратимой смертности. Изучение «предотвратимой смертности» является одним из наиболее перспективных направлений современного здравоохранения. Впервые этот термин был предложен Rutstein et al. в 1976 г. и подразумевал список причин смерти, смертность от которых может использоваться в качестве индикатора для оценки работы служб здравоохранения. Как указывалось выше (см. глава 4.2), под предотвратимой смертностью подразумевается смертность от причин, которые могут быть частично или полностью элиминированы усилиями современной медицины и здравоохранения. Говоря о концепции предотвратимой смертности, можно обсуждать причины смерти и вопрос о степени их предотвратимости, но в основе этой парадигмы лежит основополагающий принцип: смертность от предотвратимых причин при нормально функционирующем здравоохранении должна снижаться быстрее, чем от причин непредотвратимых.

Расчеты показали, что у российских подростков уровень предотвратимой смертности стабильно значительно выше непредотвратимой как у юношей, так и у девушек (рис.4.27). Так, в 2008 г. у юношей показатели предотвратимой смертности составляли 159,2 на 100 000 населения соответствующего возраста и пола, непредотвратимой смертности - 19,5, соответственно у девушек - 57,4 и 12,9%ооо. Обращает внимание значительный разрыв между показателями предотвратимой смертности у юношей и девушек, который составляет почти трехкратное превышение уровня у юношей по сравнению с девушками.

Непредотвратимой подростковая смертность, по мнению врачей, может быть при новообразованиях (в 44,6% случаев), врожденных аномалиях (в 40,7% случаев), психических расстройствах (в 31,8% случаев), болезнях крови (в 27,8% случаев) и эндокринной системы (в 24,4% случаев).

Этап своевременной диагностики наиболее значим для предотвращения смертности у подростков при новообразованиях - в 93,4% случаев, болезнях крови - в 77,0%, врожденных аномалиях - в 68,8%, болезнях эндокринной системы - в 60,7% и системы кровообращения - в 54,1% случаев.

Следует отметить, что, по мнению врачей, для предотвращения смертности у подростков этап адекватного лечения имеет значение при болезнях костно-мышечной системы (в 44,3%), кожи и подкожной клетчатки (в 36%), органов дыхания (в 34,4%), нервной системы (в 32,8%), психических расстройствах (в 29,5%), травмах и отравлениях (в 22,9%).

В отношении предотвратимой смертности у российских подростков были выявлены и некоторые региональные особенности (рис. 4.28).

В 2008 г. во всех федеральных округах, как и в России в целом, доля предотвратимых причин смертности была выше у юношей, чем у девушек, хотя только в Приволжском ФО различия (на 10,4%) были достоверными, р 0,05. Наименьший удельный вес предотвратимой смертности у юношей и у девушек регистрировался в Южном ФО - 84,3% и 75,8%, соответственно, наибольший - у юношей в Уральском ФО (91,1%) и у девушек в Сибирском ФО (85,9%). Доли предотвратимой смертности у юношей и у девушек были более приближенными по своему значению в Северо-Западном ФО - 88,3% и 84,2%.

Система медицинского обеспечения и здоровье подростков

В нашей стране во второй половине XX века медицинское обеспечение детей подросткового возраста осуществлялось по следующим двум схемам.

1. Дети 10-14 лет - детская поликлиника (поликлиническое отделение). Текущее, в том числе профилактическое, наблюдение по месту жительства осуществляется врачом-педиатром участковым, профилактическая и лечебно-оздоровительная работа в образовательных учреждениях - врачом-педиатром детской поликлиники, работающим в образовательном учреждении.

2. Дети 15-17 лет - поликлиника общелечебной сети (для взрослых). Текущее обслуживание по поводу острых и обострения хронических заболеваний осуществляется врачом-терапевтом участковым. Профилактическое, в том числе диспансерное, наблюдение по месту жительства проводит и контролирует врач-терапевт подростковый. Текущий контроль за состоянием здоровья в учреждениях общего среднего образования осуществляется врачом-педиатром, работающим в детской поликлинике, в учреждениях начального и среднего профессионального образования -фельдшером или медицинской сестрой поликлиники общелечебной сети, а контролируется врачом-терапевтом подростковым.

В 1999 году Минздравом России было принято решение о поэтапной организации непрерывного медицинского наблюдения за детьми на подростковом этапе развития в системе педиатрической службы. Организация проходила в течение трёх лет. Таким образом, в течение последних лет медицинское наблюдение за ростом и развитием ребёнка в возрасте от 0 до 17 лет включительно осуществляется врачами - педиатрами в системе оказания медицинской помощи детям.

Медицинское обеспечение детей подросткового возраста осуществляется по территориально-производственному принципу (по месту проживания и обучения), реализацию которого осуществляют врачи-педиатры, работающие в различных структурных подразделениях (отделениях) детской поликлиники - лечебно-профилактического отделения и отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях. Такая организационная система позволяет в рамках одного учреждения различным отделениям поликлиники достаточно тесно взаимодействовать и решать единые задачи медицинского обеспечения системы сохранения, укрепления и восстановления здоровья детей, в том числе на подростковом этапе развития.

Об эффективности и качестве функционирования системы медицинского наблюдения за детьми подросткового возраста можно судить по ряду показателей, характеризующих профилактические медицинские осмотры и эффективность их проведения.

Из данных, содержащихся в форме Государственной статистической отчётности №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» (раздел «Профилактические осмотры, проведённые данным учреждением») можно получить сведения об охвате детей старшего подросткового возраста профилактическими осмотрами. Данные о числе лиц старшего подросткового возраста, подлежащих в каждом году профилактическим медицинским осмотрам, и динамике доли соответствующего населения, фактически прошедших осмотры, содержатся в табл. 6.1.

За период с 2001 по 2008 годы снизилось число детей 15-17 лет, подлежащих прохождению профилактических медицинских осмотров. При этом крайне незначительно (на 0,4%) уменьшился охват профилактическими осмотрами. Анализ динамики показателей по всем категориям детей старшего подросткового возраста показывает, что наиболее значительное снижение охвата за прошедшее десятилетие отмечается среди работающих подростков (на 60,5%). Снижение числа детей, осмотренных профилактически, произошло также и среди учащихся учреждений начального (на 2,5%), среднего и высшего (на 7,5%) образования. В то же время охват профосмотрами детей, обучающихся в учреждениях общего среднего образования (школы различного вида), увеличился на 6,1%.

Качество проводимых профилактических медицинских осмотров можно оценить при сопоставлении официальных показателей распространённости нарушений здоровья (отчётная форма №12) и результатов распределения по группам здоровья (отчётная форма №31) с результатами медицинских осмотров, проводимых в научных целях. Кроме того, разница в показателях здоровья, зафиксированных в учреждениях здравоохранения и при проведении экспертизы в военных комиссариатах, также может свидетельствовать о качестве медицинского наблюдения за детьми старшего подросткового возраста и уровне выявления нарушений здоровья и развития.

Сравнение показателей распространённости отдельных наиболее часто встречающихся классов и групп патологии по данным официальной отчётности (2008г.) и по результатам проведённого научного исследования (2008г.) приведены в табл. 6.2.

З а последнее десятилетие катастрофически растет заболеваемость детей. Отмечены высокие темпы роста числа таких заболеваний среди детей до 14 лет, как анемия (в 1,3 раза), болезни эндокринной (в 1,5 раза) и костно-мышечной системы (в 1,5 раза), аллергические болезни (в 1,3 раза), болезни системы кровообращения (в 1,3 раза), новообразования (в 1,3 раза).

Наиболее серьезная ситуация регистрируется среди подростков. Отмечается рост анемий в 1,8 раза, болезней эндокринной системы в 1,9 раза, аллергических болезней в 1,6 раза, болезней системы кровообращения в 1,5 раза, новообразований в 1,8 раза, болезней мочеполовой системы в 1,5 раза, костно-мышечной системы в 1,9 раза.

Вследствие увеличения доли длительно текущих соматических болезней за этот период вдвое возросла психосоматическая патология. Как ответ на воздействие негативных факторов внешней среды, на треть увеличилось число реактивных состояний и психопатий.

Число наркологических расстройств в 90-х годах возросло в 3,7 раза, наркоманий - в 15 раз, алкогольных психозов - в 15,5 раз, хронического алкоголизма - в 2 раза. По данным специальных исследований, реальное число больных алкоголизмом подростков увеличилось в 2-3 раза, страдающих наркоманиями и токсикоманиями - в 6-10 раз, токсикоманов - в 5,6 раза.

Есть убедительные данные о замедлении наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей и подростков и даже об их децелерации.

Концентрированным отражением уровня и качества здоровья подрастающего поколения может считаться показатель инвалидности. Он наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение у детей и подростков функциональных возможностей организма, реакций приспособления и защиты. За последние 10 лет число детей-инвалидов увеличилось в 4 раза и достигло 600 тыс. По экспертным оценкам, число детей-инвалидов в ближайшие 5 лет удвоится. Число здоровых детей, по данным разных исследований, в настоящее время не превышает 4-9%.

В целом в России состояние здоровья подрастающего поколения характеризуется следующими особенностями:

Увеличением хронической заболеваемости

Нарастанием уровня инвалидности

Нарушением становления репродуктивной системы

Отклонениями психического здоровья

Увеличением числа дезадаптированных детей

Снижением показателей физического развития.

Перечисленные тенденции в состоянии здоровья детей связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм.

Ухудшение социального статуса большинства детей

Изменение качества питания

Воздействие экологических факторов

Нарастание тяжести зобной эндемии

Медикаментозную “агрессию”

Введение новых форм обучения.

Об ухудшении социального статуса большинства детей свидетельствует рост числа социально обездоленных детей. Так, 600 тыс. детей не имеют родителей, 500 тыс. ежегодно “теряют” одного из родителей, 300 тыс. детей ежегодно рождаются вне брака. 160 тыс. детей - беженцы и переселенцы, 12 млн. детей живут в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, 10 млн. - в бедных семьях, 2 млн. - безнадзорные. При таком положении дел в стране социальный фон может являться серьезной предпосылкой к формированию болезней и их прогрессированию.

Изменение качества питания

По данным многочисленных исследований, в последние годы дети недополучают не только белки, жиры и достаточную для восполнения энергии пищу, но и испытывают глубокий дефицит витаминов, минералов и микроэлементов. Так, специалисты НИИ питания РАМН, обследовавшие школьников Москвы, установили, что концентрация аскорбиновой кислоты в крови была ниже нормы у 40%, витамина Е - у 33%, витамина А - у 28% школьников. В Оренбурге у 95% детей обеспеченность витамином С была существенно ниже нормы, в том числе у 10% выявлен глубокий дефицит. Аналогичные показатели отмечены и в других регионах России.

Резкое снижение употребления молока и молочных продуктов, мяса, овощей и фруктов сформировало новую проблему - организм современного ребенока вынужден работать в режиме недостаточного обеспечения кальцием, железом, многими другими макро- и микронутриентами. Наибольшего внимания в настоящее время требует кальциевая обеспеченность, что связано с ростом числа детей и подростков с остеопорозом, распространенность которого достигла, по нашим данным, 44%.

Необходимо принимать во внимание, что в ряде регионов России не только дети, но и 40-90% беременных женщин испытывают разную степень дефицита того или иного макро- или микронутриента.

Нарушения, возникающие в состоянии здоровья в связи с недостаточностью питания, выходят на одно из первых мест. К ним прежде всего относятся: увеличение числа маловесных детей, начиная с рождения, снижение устойчивости к воздействию факторов внешней среды, повторные респираторные заболевания, рост болезней органов пищеварения, ухудшение физической выносливости, быстрая утомляемость, ослабление познавательной и двигательной активности, задержка полового созревания, увеличение доли детей со снижением остроты зрения.

Воздействие экологических факторов

Бесспорна роль экопатогенных факторов в ухудшении состоянии здоровья современных детей. Это обусловлено постоянно возрастающей техногенной нагрузкой на растущий организм. Промышленное загрязнение мест проживания повышает уровень хронической патологии на 60%, в том числе болезней органов дыхания - на 67%, пищеварения - на 77,6 %, опорно-двигательного аппарата - на 21%, новообразований - на 15%.

Нарастание тяжести зобной эндемии

Прекращение йодной профилактики в России привело не только к распространенности эндемического зоба, но и к увеличению до 9-12% числа детей с отставанием роста, до 14% школьников, имеющих трудности обучения, до 5-12% - доли подростков с нарушениями полового созревания.

Медикаментозная “агрессия”

Все еще широкая практика необоснованного включения в терапию сильнодействующих антибиотиков и высокая лекарственная нагрузка на детей приводит ко многим негативным изменениям в детском организме, в первую очередь к снижению естественных защитных механизмов и развитию полиорганной патологии.

Введение новых форм обучения

Реформирование школьного образования без учета состояния здоровья детей существенно повысило заболеваемость. С введением новых форм обучения, когда сотни новых программ буквально обрушились на учащихся, ежедневные школьные занятия по длительности на 3-5 ч превысили допустимые нормы. С этой “антидетской” реформой школа превратилась в фактор, разрушающий здоровье. Об этом свидетельствует тот факт, что число здоровых детей в современных общеобразовательных учреждениях с первого до одиннадцатого класса школы уменьшается, как минимум, на треть.

Уже сегодня качество здоровья детей и подростков значительно снизило социальные возможности подростков и молодежи. 30% из них имеют ограничения в получении достойного образования, 26% - к службе в Вооруженных Силах. Каждый четвертый имеет высокий риск нарушения репродуктивной функции.

Проблемы и решения

Совершенно очевидно, что сохранение и восстановление здоровья детей в современных условиях требует широкого внедрения массовых профилактических программ, создания оптимальных условий воспитания и обучения, с одной стороны, и оптимизации нутритивного обеспечения, гармоничного развития и грамотной терапии болезней - с другой. Педиатрические наука и практика имеют большой опыт, позволяющий решать эти проблемы. О значении оценки значимости профилактики в сохранении здоровья детей можно судить по результатам, которые сулит принести реализация некоторых из них программ.

Внедрение массовой йодной профилактики обеспечивает:

Снижение на 10-20% числа детей дошкольного возраста с дисгармоничным физическим развитием

Снижение на 30% числа детей с хроническими болезнями

Снижение на 20-25% числа детей, не усваивающих базовую учебную программу

Уменьшение на 15% числа детей с риском асоциальных форм поведения

Предотвращение тяжелых форм умственной отсталости до 1000 детей ежегодно

Снижение заболеваемости раком щитовидной железы в 3 раза.

Профилактика дефицита кальция у детей и подростков позволяет снизить до 40-45% частоту болезней опорно-двигательного аппарата у лиц трудоспособного возраста.

Совершенствование медицинской помощи подросткам 15-18 лет может:

Снизить на треть частоту неблагоприятных исходов хронических болезней

Повысить выявляемость функциональных нарушений и хронических болезней в 5 раз, особенно сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата

Уменьшить на 18-20% частоту развития инвалидности в трудоспособном возрасте.

Организация оздоровления детей непосредственно в школе позволит:

Уменьшить в 2 раза число детей с дефицитом массы тела

Снизить в 2,2 раза заболеваемость ОРВИ

Уменьшить на 22% число рецидивов хронических болезней

Снизить в 2 раза частоту ЛОР-патологии

Улучшить на 15% успеваемость школьников.

В настоящее время как никогда актуально активизировать и научные исследования в педиатрии. Ребенок динамичен, его отличает способность остро реагировать на все изменения окружающей среды. Поэтому перед педиатрией на каждом этапе развития общества встают новые научные задачи, от решения которых зависит эффективность профилактических и организационных технологий.

К числу первоочередных научных задач следует отнести:

Оценку адаптационных возможностей детей разного возраста к воздействию факторов среды: особенностей вскармливания, микронутриентной обеспеченности, неадекватных физических нагрузок, ксенобиотиков, стрессов, повышенных школьных нагрузок и др.

Разработку новых технологий сохранения и укрепления здоровья, основанных на повозрастном прогнозе адаптации, повышении функциональных резервов организма на воздействие факторов риска.

Обоснование и оценку качества здоровья детей.

Разработку новых алгоритмов терапии различных заболеваний периода новорожденности, предусматривающих снижение медикаментозной нагрузки на незрелых (недоношенных) детей.

Изучение современной этиологической структуры инфекционной патологии у новорожденных детей и разработку эффективных методов их профилактики и лечения.

Для успешного внедрения результатов научных исследований и эффективных профилактических технологий надо немного: сделать охрану здоровья детей и подростков национальным приоритетом государства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Система охраны здоровья, ее функциональный состав. Методики оценки экологического риска. Расчет коэффициентов относительной важности первичных показателей. Стандарт благополучия, оценочные шкалы индекса здоровья. Индекс качества системы жизнеобеспечения.

    презентация , добавлен 14.10.2013

    Психофизиологические особенности и состояние здоровья подростков, проблемы здоровья подростков: статистика. Минздрав предупреждает…Распространение наркомании среди подростков. Признаки в поведении, указывающие на потребление наркотиков.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2004

    Комплексная гигиеническая оценка состояния здоровья подростков. Влияние наркотиков на организм подростков. Преимущества естественного вскармливания. Влияние диеты кормящей матери на состав грудного молока. Противопоказания к грудному вскармливанию.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2014

    Анализ структуры общей заболеваемости по обращаемости в поликлинику детей, подростков и взрослых, оценивание состояния здоровья населения города. Исследование здоровья детей первого года жизни. Изучение структуры населения, демографических показателей.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2008

    Общественное здоровье как один из самых важных индикаторов благополучия общества. Понятие качества жизни населения, его связь с определением здоровья, данным Всемирной Организацией Здравоохранения. Влияние качества жизни на состояние здоровья населения.

    реферат , добавлен 23.03.2016

    Курсовая работа посвящена анализу особенностей подросткового возраста с точки зрения медицины. Психофизиологические особенности и состояние здоровья подростков. Проблемы здоровья подростков: статистика.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2003

    Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Гигиена труда и охрана здоровья работающих, лечебно-профилактических учреждений, детей и подростков. Закаливание детей и подростков.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2016

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% - от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе».

  1. Введение. . . . . . . . . 3
  2. Заболеваемость детей и подростков. . . . . 5
  3. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков10
  4. Проблемы и решения. . . . . . . 13
  5. Заключение. . . . . . . . 15
  6. Список использованной литературы. . . . 16

Введение.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% - от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству необходимо уделять как можно больше внимания в образовательном учреждении. Кроме того, нужно учитывать, что сейчас идеально здоровых детей практически нет. Не следует также забывать, что только в детском возрасте самое благоприятное время для выработки здоровых привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Поэтому проблема оздоровления детей не кампания одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

К актуальным проблемам современной медицины и здравоохранения относится поиск путей улучшения здоровья детей и подростков. Сохранение и укрепление здоровья ребенка и женщины-матери, роль различных факторов в его оптимизации определяют одно из ведущих направлений развития социальной политики государства и являются важнейшей стратегической задачей современного детского здравоохранения, поскольку от уровня здоровья этих групп населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей нашей страны.

Здоровье детского населения определяется рядом факторов, среди которых ведущими являются образ жизни и наследственность, течение беременности и родов, место проживания и состояние внешней среды, качество оказания медицинской помощи и другие факторы. Современные социально-экономические условия, несмотря на осуществление мероприятий по модернизации системы здравоохранения, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье некоторой части населения, в первую очередь детей, поэтому первоочередной задачей здравоохранения является разработка лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на позитивное изменение показателей здоровья детей и подростков.

Анализ опубликованных материалов свидетельствует, что за период с 1990 по 2000г. рождаемость сократилась в 2 раза, достигнув минимальной величины в 2000г. последовавший за этим умеренный рост числа родившихся отчасти был связан с тем, что в фертильный возраст стали вступать более многочисленные поколения женщин, родившихся в 1980-е гг.

Несмотря на положительную динамику роста числа новорожденных начиная с 2005г., отмечено снижение удельного веса в общей структуре населения детского населения уже с 1990.: с 23,1% в 1990г до 15,3% в 2012г.

Заболеваемость детей и подростков.

Изучение и анализ заболеваемости детского населения приобретают большое значение, поскольку, зная уровень и структуру заболеваемости, можно не только объективизировать степень утраты здоровья, но и определить величину медико-социального и экономического ущерба, разработать приоритетные направления по улучшению здоровья анализируемой группы населения. Учитывая, что родители при заболевании ребенка почти всегда обращаются к врачу, изучение показателей заболеваемости позволяет получить наиболее полную информацию о здоровье прикрепленного контингента. В связи с этим при оценке здоровья детей и подростков внимание уделяется в первую очередь анализу показателей заболеваемости.

Установлено, что за период с 1995г по настоящее время на 25,7% увеличилось частота рождения детей, родившихся больными или заболевших в первые дни жизни, в 1,9 раза возросла частота рождения детей, у которых выявлена патология, возникающая в перинатальном периоде. При этом отмечено, что частота рождения детей с врожденными аномалиями и пороками развития сохраняется практически на одном уровне.

Анализ уровня заболеваемости детей на первом году жизни показал, что за период с 1990г по настоящее время наиболее высокий уровень отмечался в 2000г, который к 2011г снизился на 8,1%.

Структура заболеваемости является качественной характеристикой заболеваемости и позволяет определить лидирующую патологию для изучаемой группы населения, характер изменения патологии в динамике и нацелить внимание на выявление факторов риска возникновения той или иной патологии.

В структуре заболеваемости детей первого года лидируют болезни органов дыхания, на долю которых приходится 43,7% всей выявленной патологии. В целом на заболевания, занимающие первые пять мест, приходится 76,0% всей выявленной патологии.

Детальный анализ структуры заболеваемости детей первого года жизни в динамике показал, что первые три места на протяжении последних 20 лет стабильно занимают болезни органов дыхания, состояния, возникающие в перинатальном периоде, и заболевания нервной системы. Однако если уровень болезней органов дыхания имеет тенденцию к сокращению, то уровень состояний, возникающих в перинатальном периоде увеличился в два раза.

В число прочих заболеваний вошли болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы и отравления, болезни мочеполовой системы, уха и сосцевидного отростка.

Изучение заболеваемости детей и подростков показало, что ее уровень имеет стойкую тенденцию к росту. В целом за последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4%, а подростков – на 98,4%.

Структура заболеваемости подростков практически идентична структуре заболеваемости детей. Первые четыре места занимают соответственно болезни органов дыхания, травмы и отправления, болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни органов пищеварения. На 5-м месте вместо инфекционных заболеваний находятся болезни мочеполовой системы. На первые пять мест приходится 75,8% всей выявленной патологии.

Уровень всех перечисленных классов болезней имеет стойкую тенденцию роста на протяжении последних 10 лет. Обращает на себя внимание рост среди детей и подростков уровня травматизма в 1,5 раза, болезней костно-мышечной системы в 4,8 раза, мочеполовой системы в 3,9 раза, органов пищеварения в 2,1 раза, кожи и подкожной клетчатки в 1,9 раза, глаза и его придаточного аппарата на 28,3%. Благоприятным моментом является снижение уровня заболеваемости инфекционными заболеваниями на 22,6%.

Наиболее ранимой группой являются длительно и часто болеющие дети и подростки. Установлено, что удельный вес этой группы в зависимости от возраста колеблется от 15 до 30% от общего числа детей. За счет данной группы сохраняется высокий уровень заболеваемости детского населения и подростков. У таких детей чаще формируются хронические заболевания и поддерживается высокая распространенность хронической патологии. Наличие хронического процесса часто приводит к инвалидности, которая сохраняется на высоком уровне. Число детей-инвалидов возросло со 156 тыс. в 1990г. до 541 тыс. в настоящее время. По экспертным оценкам, число детей-инвалдов в ближайшие 5 лет удвоится. Число здоровых детей, по данным разных исследований, в настоящее время не превышает 4-9%.

Перечисленные тенденции в состоянии здоровья детей связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм. Наиболее значимыми из них можно считать:

Ухудшение социального статуса большинства детей;

Изменение качества питания;

Воздействие экологических факторов: бесспорна роль экопатогенных факторов в ухудшении состояния здоровья современных детей. Это обусловлено постоянно возрастающей техногенной нагрузкой на растущий организм. Промышленное загрязнение мест проживания повышает уровень хронической патологии на 60%, в том числе болезней органов дыхания на 67%, пищеварения – на 77,6%, опорно-двигательного аппарата – на 21%, новообразований – на 15%;

Нарастание тяжести зобной эндемии: прекращение йодной профилактики в России привело не только к распространенности эндемического зоба, но и к увеличению до 9-12% числа детей с отставанием роста, до 14% школьников, имеющих трудности обучения, до 5-12% доли подростков с нарушениями полового созревания;

Медикаментозную «агрессию»: все еще широкая практика необоснованного включения в терапию сильнодействующих антибиотиков и высокая лекарственная нагрузка на детей приводит ко многим негативным изменениям в детском организме, в первую очередь к снижению естественных защитных механизмов и развитию полиорганной патологии;

Введение новых форм обучения: реформирование школьного образования без учета состояния здоровья детей существенно повысило заболеваемость. С введением новых форм обучения, когда сотни новых программ буквально обрушились на учащихся, ежедневные школьные занятия по длительности на 3-5ч превысили допустимые нормы. С этой «антидетской» реформой школа превратилась в фактор, разрушающий здоровье. Об этом свидетельствуют тот факт, что число здоровых детей в современных общеобразовательных учреждениях с первого до одиннадцатого класса школы уменьшается, как минимум, на треть.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей и подростков РФ характеризуется ростом уровня заболеваемости в целом и по отдельным класса болезней; увеличением удельного веса детей, страдающих хроническими заболеваниями; снижением количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах.

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

В процессе онтогенеза детской и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого социальных условий и частотой их смены (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют три группы факторов:

  1. Факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);
  2. Образ жизни;
  3. Состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном воздействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обуславливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40%, факторов загрязнения окружающей среды – 30% (в том числе собственно природно-климатических условий – 10%), биологических факторов – 20%, медицинского обслуживания – 10%. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума. На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

  1. Медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;
  2. Факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;
  3. Факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий.

При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1-4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком дошкольного учреждения. Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5% в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7%, т.е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5% при поступлении в школу до 13,9% в конце обучения.

Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, подовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их факторы риска.

Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенический правильный уход за ребенком.

Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т.д.

Проблемы и решения

Уже сегодня качество здоровья детей и подростков значительно снизило социальные возможности подростков и молодежи. 30% из них имеют ограничения в получении достойного образования, 26% - к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Каждый четвертый имеет высокий риск нарушения репродуктивной функции. Значительная часть детей и подростков имеет низкий уровень физической активности, не выполняет рекомендации врача, имеет недостаточный сон и нарушения питания, своевременно не обращается к врачу, пробовали курить, употреблять алкогольные напитки и имеет другие негативные факторы медицинской активности. В среднем на 1 ребенка приходится 4-6 негативных факторов.

Опрос детей школьного возраста о факторах, сохраняющих здоровье, показал, что большинство опрошенных (73,4%) считают здоровье главной ценностью в жизни, поэтому убеждены в необходимости правильного питания, высокой двигательной активности, отсутствия вредных привычек.

В то же время желаемое поведение не всегда осуществляется в повседневной жизни. К сожалению, сведения о здоровом образе жизни и факторах, оказывающих влияние на здоровье, дети получают в основном не от медицинских работников (29,6%) и родителей (18,9%), а от друзей и товарищей (49,6%), а также из собственного, не всегда удачного опыта (45,7%). Обращает на себя внимание, что подавляющее большинство детей и подростков (86,3%) не всегда доверяют рекламе здорового образа жизни и более половины из них (63,6%) хотели бы выполнять рекомендации врача-специалиста по здоровому образу жизни. При этом семья играет ведущую роль в формировании элементов здорового образа жизни.

Совершенно очевидно, что сохранение и восстановление здоровья детей в современных условиях требует внедрения массовых профилактических программ, создания оптимальных условий воспитания и обучения, с одной стороны, гармоничного развития и грамотной терапии болезней – с другой.

К числу первоочередных научных задач следует отнести:

Оценку адаптационных возможностей детей разного возраста к воздействию факторов среды: особенностей вскармливания, неадекватных физических нагрузок, ксенобиотиков, стрессов, повышенных школьных нагрузок и др.;

Разработку новых технологий сохранения и укрепления здоровья, основанных на повозрастном прогнозе адаптации, повышении функциональных резервов организма на воздействие факторов риска;

Обоснование и оценку качества здоровья детей;

Разработку новых алгоритмов терапии различных заболеваний периода новорожденности, предусматривающих снижение медикаментозной нагрузки на незрелых (недоношенных) детей;

Изучение современной этиологической структуры инфекционной патологии у новорожденных детей и разработку эффективных методов их профилактики и лечения.

Для успешного внедрения результатов научных исследований и эффективных профилактических технологий надо немного: сделать охрану здоровья детей и подростков национальным приоритетом государства. При этом только четкое взаимодействие и преемственность среди образовательных и лечебно-профилактических учреждений сможет обеспечить улучшение показателей здоровья детей.

Заключение.

При решении важнейших вопросов профилактики заболеваний необходимо учитывать психологические закономерности развития личности в коллективе, рассматривая его влияние на личность как важнейшее условие, объясняющее причину, природу и характер патогенеза многих видов соматических расстройств. Специалисты неоднократно обращали внимание на необходимость борьбы с факторами риска не только на индивидуальном уровне, но и на общественном. Участие правительственных и общественных организаций в массовых кампаниях по созданию условий для здоровья россиян.

Следовательно, среди ценностных ориентаций забота о здоровом образе жизни должна быть на одном из первых мест и реализоваться через соответствующее поведение. Вероятно, прав был мудрец, сказавший однажды, что со временем болезни будут рассматриваться как следствие извращенного образа мышления, как признак бескультурья, недостатка знаний, и потому болеть будет позорно.

Список использованной литературы:

1. Бадалов О. Ю., Козловский И. З. Концепция деятельности учреждения, благоприятствую-щего подросткам молодёжи // Сб. трудов. Проблемы территориального здравоохранения. – М., 2005. – С. 105–110.

2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Состояние здоровья современных детей и под-ростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник РАМН. – 2009. – № 5. – С. 6–11.

3. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. – М., 2006. – 505 с.

4. Дети в России, 2009: стат. сб. / Юнисеф, Росстат. – М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. 121 с.

5. Онищенко Г. Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения России // Гигиена и санитария. – 2008. – № 2. – С. 72–78.

6. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2009 году. Госу-дарственный доклад. – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнад-зора, 2010. – 456 с.


Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни.

Просмотр содержимого документа
««Подросток, здоровье, будущее» Проблемы формирования здоровья современных подростков»

Подросток, здоровье, будущее»

Проблемы формирования здоровья современных подростков


«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым »

Ж. Ж. Руссо


Здоровье - это наша жизнь!

  • Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
  • Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
  • Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
  • Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

В 1946 году

Всемирной организацией здравоохранения

принято единое определение термина здоровье :

"Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов"


Здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

  • 50–55 % зависит от образа жизни:малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
  • 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).
  • 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
  • И только 5 % зависит от медицины.
  • Вывод: наше здоровье в большей степени зависит от образа жизни.

Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:

  • малоподвижный образ учащихся;
  • перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
  • стрессовые воздействия во время обучения;
  • несбалансированное питание;
  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
  • несоблюдение режима дня;
  • несоблюдение гигиенических требований.


Состояние нервной системы подростка

Проблемы здорового питания

Гиподинамия подростков

Подростковые стрессы


ПОРТРЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

  • -жизнерадостен;
  • -активен;
  • - доброжелательно относится к окружающим его людям-взрослым и детям;
  • - положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий;
  • - развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично;
  • - достаточно быстр, ловок и силен;
  • - суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности;
  • - неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована.
  • - он не нуждается в каких либо лекарствах;
  • - не имеет лишней массы тела.


Участие в спортивном празднике

«Здоровым быть здорово!»


Кросс «Золотая осень»

Чукавино






Библиотечный урок «Нет наркотикам!»



Правила безопасности

  • Личная безопасность

По противопожарной безопасности

Человек может погибнуть в результате переохлаждения через 15-20 минут после попадания в воду.

В случае треска льда, появления воды на поверхности льда, немедленно вернитесь на берег

Не ходите по льду толпой или с тяжелым грузом. Лучше всего не выходить на лед!!!

Если Вы провалились под лед, старайтесь передвигаться к тому краю полыньи, откуда идет течение. Это гарантия, что Вас не затянет под лед. Добравшись до края полыньи, старайтесь как можно больше высунуться из воды, чтобы налечь грудью на закраину и забросить ногу на край льда. Если лед выдержал, осторожно перевернитесь на спину и медленно ползите к берегу. Выбравшись на сушу, поспешите как-нибудь согреться. Охлаждение может вызвать серьезные осложнения.

Если на Ваших глазах кто-то провалился под лед, вооружитесь любой палкой,шестом или доской и осторожно, ползком двигайтесь к полынье. Доползти следует до такого места, с которого легко можно кинуть ремень, сумку на ремне или протянуть лыжную палку. Когда находящийся в воде человек ухватится запротянутый предмет, аккуратно вытаскивайте его из воды. Выбравшись из полыньи, отползите подальше от ее края.

Оказание помощи провалившемуся под лед с помощью лыжных палок

В случае, когда по близости нет теплого помещения необходимо:

Раздеться и хорошо выжать одежду так, как переход в мокрой одежде более опасен;

Развести костер (если есть возможность) или согреться движением;

Растереться руками, сухой тканью, но не снегом.