Этническая принадлежность средиземное море. Неолит и средиземноморская раса

Начиная с ХVII века, антропологи стали выдвигать собственные классификации населения по расовому типу. Ученые основывались на схожести внешних черт, то есть в качестве базы для исследований служила морфология. Дебаты о числе основных рас среди антропологов продолжаются до сих пор. Однако в большинстве типологических разделений присутствуют классификации русской внешности.

Нордиды

Малая нордическая раса в антропологических классификациях входит в состав европеоидного типа. В советское время этот термин старались не озвучивать из-за неясности географических границ. Первыми, кто принял нордическую теорию были представители идеологии расизма.

Нордическая раса распространяется на всей территории Северной Европы, северо-западе России, также к этому типу принадлежат также западные латыши и эстонцы.

Впервые о нордической расе заговорили благодаря русско-французскому антропологу Иосифу Деникеру, который в начале ХХ века вывел худощавых людей высокого роста со светлыми волосами в отдельную категорию. Для нордической расы характерны голубой и зеленый цвет глаз, долихоцефальный, то есть продолговатый череп и кожа розового оттенка.

Другой анатом норвежского происхождения, Кристиан Шрейнер, писал, что северный тип напрямую перекликается с культурой боевых топоров, поскольку нордическая раса больше всего распространена в центральной части Скандинавии. А вот американский ученый К. Кун в 30-е годы ХХ века выдвинул версию, что нордическая раса принадлежит к кругу средиземноморских форм после завершения им процесса депигментации. Во внешности людей этого типа антрополог находит общие черты с древними представителями дунайской культуры.

Уралиды

Эта раса занимает достойное место между монголоидным и европеоидным типом. Она имеет наибольшее распространение среди жителей Западной Сибири и Поволжья. Для представителей этого типа характерны темные волосы, которые могут быть как совершенно прямыми, так и кудрявыми. Кожа, как правило, умеренно пигментированная, глаза карие. Главными отличительными чертами считаются заметная складка верхнего века (эпикантус) и уплощенная форма лица.

Антропологи разных времен сходятся во мнении, что уралиды появились во время смешения европеоидов и монголоидов. В противовес этому утверждению выступает теория о метисном происхождении этого типа. К сегодняшнему дню ученые выдвигают компромиссную версию, утверждая, что в этой расе отражен генный поток монголоидов и европеоидов и одновременно недифференцированных типов.

На севере Самарской области были найдены человеческие останки, возраст которых насчитывает 11,55 тысячи лет согласно калиброванной дате. При исследовании черепа антрополог В. В. Бунак предположил, что ему присущи все особенности древней уральской расы.

Балтиды

Отличить балтидов от прочих расовых типов можно за счет особенностей брахицефалии и мезоцефалии. Для представителей характерно среднее по ширине лицо, прямой нос с утолщенным кончиком. Большинство представителей отличаются светлой пигментацией кожи и волос.

Антропологи считают, что появление расы уходит корнями к восточно-балтийскому типу. У многих балтидов наблюдаются общие черты с кроманьонцами и альпинидами. Западные балтиды отличаются от восточных шириной носа. У первых он может быть узкий, у других – всегда широкий. Представители восточных балтидов среднего роста, в то время как западные значительно выше.

Понтиды и гориды

Для понтидого типа характерны прямые брови и узкие скулы. Если человека поставить в профиль, то скулы заметны, но не очень выражены. Высокий лоб и узкая нижняя челюсть, тонкие губы, прямые волосы – тоже отличительные черты этого типа. Кожа светлая, но воспринимает загар, могут встречаться и смуглые понтиды. Цвет волос светло- или темно-каштановый, глаза карие, однако не миндалевидные, глазная щель прямая. Тонкокостные и высокие, ноги длиннее туловища. В общем лицо выглядит тонким и угловатым, имеет вытянутую форму.

Среди русских встречаются и гориды, которые, по мнению шведского антрополога Бертиля Лудмана, относятся к альпидам (альпинидам), расселившимся на восток, и смешавшимся с балтидами. Поэтому данный тип считается промежуточным между жителями Альп и Балтии. Их черты более резкие, чем у балтидов, но пигментация светлее, чем у альпидов.

Русские типы внешности

Если понятие расы достаточно широкое и охватывает порой целые страны, то определение «антропологический тип» намного уже. В 1959 году завершился масштабный исследовательский проект - экспедиция антропологов по всем уголкам России, которая длилась 6 лет. Ученые на основании полученных данных выделили 15 типов, характерных для определенных местностей.

  • Ильменско-белозерский тип имеет резкие черты, выраженный профиль, рост выше среднего, у мужчин борода окладистая. У каждого второго из сотни - светлые глаза, а 29-40% имеют волосы светлого оттенка.
  • Валдайский тип характеризуется таким же соотношением светлых глаз и волос к темным, как предыдущий, но борода у мужчин реже, лицо шире.
  • Западный верхневолжский похож на ильменский, но нос прямой, волосы темнее, а борода гуще. Реже встречается складка верхнего века.
  • Архангельский тип – это обладатели с чуть более широким, чем у ильменского, носом, среди них чаще встречаются светлоглазые люди. Борода еще гуще, а лицо имеет более четкий профиль. Эпикантус встречается очень редко.
    Восточный верхневолжский тип людей отличается низким ростом, реже встречается вогнутая спинка носа, а волосы в среднем темнее, чем у первых двух типов.

  • Вятско-камский похож на восточный верхневолжский, глаза и волосы темные.
  • Вологдо-вятский тип имеет преимущественно светлую кожу, светлые глаза и волосы.
  • Клязьминский тип – это высокие люди с прямым носом, карими глазами и русыми волосами.
  • Центральный тип – это, можно сказать, среднее арифметическое для всех русских типов. Наибольшее сходство имеет с западным верхневолжским. Темные волосы встречаются у большинства населения.
  • Дон-сурский тип, несмотря на его южное распространение, не имеет монголоидных черт, а светлые глаза встречаются у каждого второго человека. По сравнению с жителями других южных регионов у этого типа кожа более бледная.
  • Средневолжский тип характеризуется небольшими размерами лица, а мужчины - густой бородой. У 80% волосы темные, но при этом 42% являются обладателями светлой радужки.
  • Степной тип – промежуточный между дон-сурским и средневолжским.
  • Псковско-поозерский тип очень похож внешне на пруссов. Многие люди этого типа имеют светлые глаза – почти 71%.
  • Десно-семейский тип – забайкальские старообрядцы, которых вывезли в конце XIX в. из Белоруссии и Украины. Они ассимилировались в России, но при этом редко вступали в браки с бурятами и другими народностями, окружавшими их. Поэтому для той местности, где они жили, их внешность была контрастной – 47% светлых глаз, у каждого четвертого из ста – светлые волосы.

С расширением глобализации, развитием транспорта и ростом экономического благосостояния народа, границы между отдельными расами и типами все больше стираются. Уже сейчас трудно найти «чисто русских», в роду которых не было бы представителя другой расы.

Своеобразие региона

Средиземноморье - место рождения и встречи большинства человеческих цивилизаций, религий, культур. К Средиземноморью всегда тяготели и некоторые соседние ареалы. Уникальность гигантского пространства на стыке сразу трех континентов - Европы, Азии и Африки - способствовала формированию здесь чрезвычайно своеобразной социоисторической и этнокультурной ситуации. Исторические сведения, данные археологии, этнографии и антропологии свидетельствуют о редком многообразии этносов, конфессий, рас, культур, социально-политических и хозяйственно-экономических форм жизни, сменявших друг друга в бассейне Средиземноморья и связанного с ним Черноморья. Наличие этой связи определило заметное участие в средиземноморских процессах Восточной Европы и Кавказа. Таким образом, богатая и многоцветная сама по себе этнокультурная мозаика Средиземноморья становится еще разнообразнее благодаря исключительной силе притяжения этого неповторимого региона, вовлекавшего соседние страны и народы в политические, экономические и цивилизационные процессы, всегда отличавшиеся в средиземноморском пространстве исключительной интенсивностью.

Объяснение этому - не только в чрезвычайно благоприятных климатических и природно-географических условиях Средиземноморья, но и в уникальной возможности межэтнического и межкультурного общения. С древнейших времен люди гораздо меньше боялись воды, чем мертвых пустынь, непреодолимых гор и непроходимой чащи лесов, кишевших хищниками. Поэтому, как ни парадоксально, водные пути, несмотря на бури и кораблекрушения, издревле функционировали регулярнее, чем сухопутные, когда речь шла о больших расстояниях. Благодаря этому Средиземноморье стало единственным в мире ареалом, где каждый этнос и каждая культура могли общаться не с одним или двумя-тремя соседями, а сразу с десятками иных этносов и культур. Естественно, это общение далеко не всегда бывало мирным и нередко заканчивалось истребительными войнами. И тем не менее оно весьма способствовало всестороннему прогрессу народов региона, развитию состязательности между ними, взаимопроникновению языков и обычаев, обмену хозяйственным, политическим и культурным опытом.

Своеобразные культуры при столкновении с более сильным противником редко исчезали полностью. Весьма знаменательно, что именно всемирно известный знаток истории Средиземноморья Фернан Бродель открыл фактор «сопро тивления культур», которые, вопреки всем попыткам их устранения, «появляются снова, упорно стремясь выжить» . На востоке средиземноморского ареала культурные образования возникли раньше, чем в Европе, укоренились прочнее и поэтому отличались большей жизнестойкостью. В качестве примера можно привести цивилизацию Древнего Египта, которая выдержала нашествия и владычество гиксосов в XVIII веке до н. э., «народов моря» в XIII веке до н. э., ливийцев в X веке до н. э., эфиопов в VIII веке до н. э., ассирийцев в VII веке до н. э., персов в VI веке до н. э., греко-македонцев в IV веке до н. э., римлян в I веке до н. э. И лишь в IV веке н. э. византийцы довершили уничтожение основной части древнеегипетского наследия (главным образом, под флагом искоренения древнеегипетской религии, сопротивлявшейся христианству).

Таким образом, цивилизация Древнего Египта сопротивлялась более двух тысячелетий, в течение которых страна не только восемь раз попадала под иноземное иго, но и постепенно ассимилировала на своей территории иноэтническое население (рабов, кочевников, наемников, насильно переселяемых жителей завоеванных областей), а также интенсивно взаимодействовала с сопредельными регионами. Так, области Нубии, Ливии, Сирии, Палестины постоянно оказывались либо под властью Египта, либо объектами его экспансии. Египтяне многому учили других и многому учились сами. Их культура, как и культура других народов Средиземноморья, создавалась и развивалась в условиях иноземных влияний.

Если сказанное верно в отношении древнеегипетской культуры, одной из наиболее консервативных в Средиземноморье, то тем более применимо к остальным. Известно, чем обязана архаическая Греция XI–VI веков до н. э. культурам эгейцев, ахейцев, Древнего Египта, Финикии, Сирии, Малой Азии и древней Персии. Точно так же Древний Рим усвоил достижения греков, карфагенян, эллинистических государств Востока, а еще раньше - этрусков, самнитов, галлов и иных средиземноморских народов . Эти заимствования лишь усилили цивилизацию Древнего Рима, довели ее до совершенства, одновременно добавив элемент плюрализма в ее местные варианты. Без подобных процессов было бы невозможно социокультурное равновесие гигантской империи, впервые (и, как оказалось, лишь раз в истории) добившейся политического единства всего Средиземноморья.

Несомненно, это единство было экономически, психологически и духовно подготовлено предшествующими полуторатысячелетними контактами между средиземноморцами, сплетением воедино многих общекультурных традиций и личных человеческих связей. Иначе не правили бы в Риме императоры ливийско-пунического и сирийского происхождения, не находили бы общий язык Цезарь и Марк Антоний с царицей Египта Клеопатрой, не были бы виднейшими римскими историками греки Полибий и Плутарх, не привлекла бы так римская культура нумидийского царя Юбу II и иудейского аристократа Иосифа Флавия.

Синтез цивилизаций

Средиземноморье - родина большинства известных человечеству синкретических цивилизаций, которые обобщили и синтезировали сущностные особенности и черты культур разных народов, являя собой убедительные доказательства возможности преодолеть барьеры между расами, языками, религиями и духовными мирами. Одним из первых доказательств такого рода является эгейская, или крито-микенская, цивилизация III–II тысячелетий до н. э., созданная в бассейне Эгейского моря, по мнению А. Тойнби, людьми «разных антропологических типов» из Азии и Африки, для культуры которых «характерны смешанные мотивы - как ливийские, так и анатолийские», осложненные к тому же (а, может быть, и определенные) древнеегипетскими и шумерскими влияниями . К этому же типу относится и цивилизация Карфагена VIII–II веков до н. э., обнаруживающая на финикийской основе немало древнегреческих и древнеливийских заимствований, явное влияние этрусков, а также наличие смешанных этногрупп (ливо-финикийцев, иберо-финикийцев). Синкретическими были и все эллинистические культуры, представлявшие собой довольно органичный сплав культуры греко-македонцев и покоренных ими народов Ближнего Востока .

Указанный культурный синкретизм как бы помогал передавать эстафету исторического лидерства от одной этнокультуры к другой и в то же время являлся стимулятором исторического развития. Так, Карфаген способствовал вовлечению в орбиту греко-римского Средиземноморья находившихся под его влиянием ливийцев, нумидийцев, прочих африканцев. В то же время небывалый подъем Рима во многом связан с обогащением латинской цивилизации за счет достижений Карфагена и эллинизма. В Средние века эта традиция была продолжена Византией на востоке Европы, страной аль-Андалус (мусульманской Испанией)* - на западе и юге Европы.

«Постоянное раздвоение между восточным и западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний… смешение греко-римских и восточных традиций» - такова характеристика Византии, пытавшейся возродить единство Средиземноморья под своей эгидой. Особенно значительно влияние Византии было среди славян и восточных средиземноморцев (жителей Сирии, Ливана, Палестины), которые обязаны этой «западно-восточной» империи очень многим - своей принадлежностью православному христианству, иконописью (вообще живописью), церковной архитектурой, некоторыми нормами морали, политической культуры и эстетики «вместе с искусством варить стекло и строить храмы» . Столь же синкретична была и цивилизация страны аль-Андалус на Иберийском полуострове, где, по мнению Анри Терраса, «религия Востока утвердилась и жила в стране, имевшей те же структуры, что и ее соседи в Западной Европе», а испанский историк Санчес Альборнос как бы подтверждает это тем, что «разницы между Кордовой и Багдадом нередко было больше, чем между Кордовой и Парижем». Какими бы спорными ни казались эти тезисы, следует, очевидно, учесть мнение крупнейшего знатока этого вопроса Пьера Гишара, который прямо указывает на синтез «восточных» и «западных» структур в арабо-андалусском обществе, где романский язык употреблялся даже в мечетях и при дворе халифов наряду с арабским, где положение женщины было сопоставимо с таковым «на христианском Западе той эпохи», а их уровень культуры был намного выше, где органично (до XII–XIII веков) сосуществовали общины трех религий и гораздо большего числа этносов (включая «сакалиба» - принявших ислам славян), где «асабийя» (кланово-племенной патриотизм) сочеталась с римско-византийскими и вестготскими порядками городской жизни .

И если, когда речь идет о Византии, обычно приходится доказывать ее тесную связь с Востоком, подчеркивать ее «четко выраженный восточный колорит», то еще сложнее увидеть западные корни, западный социокультурный субстрат в аль-Андалусе, арабо-исламской стране, где уже в IX веке епископ Кордовы сетовал: «Христиане даже забыли свой язык… Наоборот, бесчисленны те, которые умеют выражаться по-арабски в высшей степени изящно» . В аль-Андалусе постепенно формировалась совершенно новая народность смешанного происхождения, отличавшаяся этноконфессиональным плюрализмом. Реконкиста и попытка вторгшихся на полуостров берберов Магриба дать ей отпор нарушили этот процесс: с XII века началось массовое бегство из аль-Андалуса иудеев и христиан-мосарабов (от «мустаараб», т. е. арабизированный), обвиненных в помощи «неверным». Тем не менее плюралистичность цивилизации аль-Андалуса и пестрота населения страны сохранялись до самого ее исчезновения в 1492 году. Думается, прав И. Ю. Крачковский, говоривший об Иберийском полуострове: «Здесь прошлое дает нам яркий пример шаткости границ между Востоком и Западом, когда речь идет о развитии мировой культуры» . Вклад аль-Андалуса в эту культуру пока еще не оценен в полной мере, несмотря на труды Хуана Вернета и Монтгомери Уотта .

Византия и аль-Андалус, разделенные водами Средиземного моря, поддерживали, тем не менее, регулярные контакты. Во-первых, даже потеряв свои владения на Ближнем Востоке, византийцы сохраняли там определенное культурное, экономическое и даже религиозное (среди христиан) влияние, особенно в Сирии. Это передалось и в аль-Андалус, где правили сирийцы Омейяды, которые Средиземное море называли «Сирийским», а свою столицу Кордову - «вторым Багдадом» или «западным Константинополем». Между Византией и аль-Андалусом имели место и торговые сношения. Из Византии в аль-Андалус везли мрамор и изделия из него (например, 140 колонн для резиденции халифа под Кордовой), а среди 10 тысяч строителей были мастера из разных стран, особенно из Египта. Предпринятые уже в ХХ веке раскопки этого омейядского «Версаля», как и других дворцов и замков аль-Андалуса, дали археологам основания говорить о гораздо большем, чем предполагалось ранее, влиянии искусства Византии и Сирии на культуру Кордовского халифата . Существовали между обоими культурными центрами Средиземноморья IX–XI веков и связи интеллектуального характера, поддерживавшиеся нередко через еврейских купцов, христианских и мусульманских паломников. Войны и работорговля с Византией (особенно в Италии и на островах Средиземноморья до Х века) обеспечивали приток рабов и военнопленных, среди которых преобладали служившие византийцам славяне (в том числе из Киевской Руси, направленные при княгине Ольге в 949 году, а затем - императором Никифором Фокой в 963–964 годах против арабов на Кипре, Крите и Сицилии). Эти славяне, принимая ислам, селились на Сицилии целыми кварталами, в которых кордовские правители набирали для себя гвардию «сицилийских молодцов». В X–XI веках из их среды в аль-Андалусе выдвинулось немало губернаторов и даже независимых правителей, опиравшихся на военных и чиновников из своей общины, ставшей влиятельной в стране .

Арабский Запад

Экономические, культурные, этносоциальные и прочие связи аль-Андалуса с мусульманской Сицилией IX–XI веков были особенно крепки. Сицилию называли «литературной провинцией» аль-Андалуса. Но сходство между ними было и в других областях: в сельском хозяйстве, архитектуре, ремеслах, городской жизни. Кроме арабов и берберов, здесь селились персы, сирийцы, смешивавшиеся с коренным итало-греческим населением, в значительной мере исламизированным (в 972 году здесь было уже свыше одного миллиона мусульман, в большинстве своем местного происхождения). Эти мусульмане Сицилии («ахль Сикиллийя») жили под властью арабо-берберов и использовали труд и военные услуги африканских рабов («абид») и пленников из Италии, Франции, Византии (включая славян). Сицилийцы часто поселялись в аль-Андалусе (как, например, известный поэт Ибн Хамдис), ибо сходство типов хозяйства, предметов быта и повседневного обихода, жилищ и укреплений, садов, рынков, фонтанов и художественных вкусов у жителей обеих стран было поразительным. Неудивитель но, что и ныне 328 географических названий на Сицилии имеют арабское происхождение, а в современном сицилийском диалекте итальянского языка - сотни арабских заимствований .

На Сицилии арабо-исламская культура процветала и при арабском господстве (859–1086), и при владычестве сменивших их норманнов (1086–1194), и при королях династии Штауфенов, особенно при Фридрихе II (1215–1250), совмещавшем титулы короля Сицилии, Иерусалима и императора Священной Римской империи. Характерно, что Фридриха, как и самого известного из норманнских монархов Рожера II (1112–1154), за любовь ко всему арабскому даже прозвали «крещеными султанами Сицилии». При них арабский язык и культура сохраняли свое значение, многие арабы занимали важные должности, арабские торговцы и ремесленники имели свои кварталы, мечети, пользовались некоторыми привилегиями. При дворе были приняты арабские учителя и поэты-панегиристы, в обращении ходили (как и в католической Кастилии того времени) монеты с арабскими надписями, датами хиджры и даже мусульманскими религиозными формулами. Арабы-архитекторы при строительстве церквей пользовались приемами и элементами зодчества аль-Андалуса (тогда - образца для всего Средиземноморья), а изображения христианских святых окружались арабскими надписями. При дворе Рожера II работал великий арабский географ Абу Абдаллах аль-Идриси, посвятивший королю свое знаменитое «Развлечение истомленного в странствии по областям», самый достоверный для того времени свод географических и историко-экономических сведений о Европе, Азии и Африке. Побывавший на Сицилии в 1185 году валенсианский мавр Ибн Джубайр отмечал, что король Вильгельм (внук Рожера) «напоминает мусульманских государей» по роскоши и порядкам своего двора, «полностью доверяет мусульманам и полагается на них в своих делах», даже завел гарем, а количество мечетей в Палермо «невозможно сосчитать». Это свидетельство позволяет скорректировать тезис канадского историка А. Ахмада о наличии при норманнах «симбиоза греческих, арабских и латинских культурных традиций и влияний». В этом симбиозе, несомненно, доминировал арабский элемент, определявшийся непрерывностью и интенсивностью связей Сицилии с Магрибом и аль-Андалусом, бывшими тогда, по мнению К. Каэна, «воротами мусульманского Востока» в Европу .

Магриб всегда, даже после начала Крестовых походов, имел тесные экономические связи с Сицилией и югом Италии (особенно в 1123–1160 годах, когда сицилийские норманны владели большей частью Туниса и западом Ливии, получившими тогда в Магрибе название «Кастилии»). И в Магрибе, и на Сицилии мусульмане при норманнах свободно выбирали своих кади (судей), пользовались самоуправлением, переводили на латынь, еврейский и другие языки (с помощью христиан и иудеев) труды арабских географов, историков, философов, математиков, в том числе обосновавшегося на Сицилии сирийского ученого Абу Сальта Омейя, которого считали «воплощением всей мудрости Востока». На западе Средиземноморья свободные контакты со сменой подданства (реже - религии) бы ли обычным делом: известно, что аль-Идриси, почти всю жизнь прожив на Сицилии, на склоне лет вернулся в Магриб, как и флотоводец Роджера II бербер Юсуф, впоследствии перешедший на службу к магрибинским халифам Альмохадам. В то же время адмиралом норманнского короля стал сирийский христианин Георгий Антиохийский, ранее служивший Зиридам - берберским правителям Ифрикийи (Туниса). Вместе с тем мусульмане Магриба, аль-Андалуса и Сицилии живо интересовались историей, географией и культурой Арабского Востока, о чем свидетельствуют труды аль-Бакри, аль-Идриси, Ибн Саида, Ибн Хазма.

При норманнах на Сицилии выработался надолго сохранившийся своеобразный архитектурный стиль, сочетавший каноны мавританского и византийского зодчества. Многие соборы и дворцы того времени имеют сходство в плане залов и внутренних двориков, в лепке и форме украшений колонн (вплоть до арабских надписей «Во имя Аллаха»), арок и куполов, характере ниш, декора, сюжетов орнамента с дворцами эмиров Магриба и главных мечетей Туниса и Алжира . Сицилия при норманнах, да и при Штауфенах, продолжала оставаться очагом воздействия арабской культуры на южную Европу. Здесь уже в XI веке пользовались для письма бумагой, производившейся в г. Шатиба (ныне - Хатива) в аль-Андалусе, в то время как в Германии и на севере Италии ее научились делать только в XIV веке. Норманны быстро переняли у арабов все, что касалось военной техники и мореплавания, в том числе треугольный парус, позволявший плыть против ветра и неверно названный впоследствии латинским. На Сицилии и юге Италии (например, в Неаполе с его постоянными колониями арабских купцов, моряков, ремесленников), как и в аль-Андалусе, трубадуры и менестрели Западной Европы черпали сюжеты своих поэм и баллад. Отсюда они привозили мелодии, музыкальные темы и инструменты. До наших дней арабское влияние ощущается в испанских мелодиях и музыке европейских цыган, в народных песнях Мальты, Сицилии и Сардинии. Мальтийский музыковед Чарлз Камиллери вообще считает, что многие формы европейской музыки имеют арабское происхождение, а на юге Европы музыкальная культура, в наибольшей степени насыщенная влиянием арабо-берберских мелодий и ритмов, продолжает испытывать их воздействие .

Сицилия и Магриб, в меньшей степени - Сардиния и Мальта (где арабы также господствовали в IX–XI веках), были основными источниками воздействия на юг Италии арабской культуры. С 812 года, т. е. с первого набега арабов с моря, и до конца XIII века Неаполь постоянно видел у своих стен арабские войска либо в составе армий магрибинско-сицилийских эмиров, либо в качестве наемных дружин норманнов и Штауфенов. Неаполь, Амальфи и Салерно вели постоянную торговлю с Тунисом, Египтом и Сирией, в течение веков имея дело с арабскими судами, товарами, монетами, с арабами-негоциантами, инженерами, врачами, архитекторами. Следы былой активности арабов на полуострове сохранялись еще долго: арабские надписи (или их стилизация) долго считались в средиземноморской Европе образцами самого высокого изобразительного искусства и довольно часто встречаются на полотнах всемирно известных итальянских художников XII–XV веков Джотто, Фра Анжелико, Фра Филиппо. При Штауфенах многие арабы смешивались с коренным населением Сицилии и Апулии, хотя были и такие, которые упорно придерживались своей религии и языка. Например, сицилийские арабы из Джирдженти, поселенные в 1224 году Фридрихом II в Лучере (Апулия), еще 40 лет строго придерживались всех предписаний ислама, включая ежедневную пятикратную молитву. И хотя разговорный арабский язык на Сицилии исчез к началу XIV века, кое-где, например на острове Пантеллерия (между Сицилией и Тунисом), он бытовал до XVIII века .

Еще более значительна для формирования европейской культуры роль наследия арабов аль-Андалуса: свыше четырех тысяч арабских слов в испанском языке, одна тысяча - в португальском. Влияние арабов на поэзию, фольклор, музыку, архитектуру Испании и Португалии общеизвестно, так же как на художественные вкусы, кулинарию, быт, этику и эстетику народов этих стран. «Непредубежденному взгляду, - считает У. Монтгомери Уотт, - видно, что сегодняшние художники и ремесленники Испании до сих пор черпают вдохновение из мусульманских источников». Он же писал о «симбиозе, возникшем в результате освоения христианскими королевствами значительной доли материальной и духовной культуры аль-Андалуса». Подобных взглядов придерживались многие деятели испанской культуры, в частности Федерико Гарсия Лорка, Висенте Бласко Ибаньес, Хуан Гойтисоло и другие .

Прованс и Корсика

Меньше известно о влиянии цивилизации аль-Андалуса на культуру Франции. Арабы, вторгнувшись во Францию из-за Пиренеев в 721 году, в 731 году достигли Дижона и были всего в 100 километрах от Парижа. Вытесненные за Пи ренеи в 760 году, они продолжали делать набеги на территорию Франции в течение нескольких столетий из аль-Андалуса, Сицилии, Сардинии и Корсики. Владея в 890–973 годах горной областью Джибаль аль-Киляль («Горные вершины») к востоку от Марселя, а в середине Х века - почти 20 лет контролируя Гренобль, они взимали дань с путников даже у горного прохода Сен-Бернар в Альпах. В свою очередь, нападения франков на аль-Андалус, вследствие которых за Пиренеями была образована Испанская марка империи Карла Великого (ядро будущей Каталонии), дали основу для старофранцузского эпоса «Песни о Роланде». Выдающийся мыслитель средневековой Франции Пьер Абеляр (1079–1142), побывав на арабской Сицилии и в Сирии, многое почерпнул у арабских ученых и философов. В XII–XIII веках расцвет медицины на юге Франции связывали с проживанием там многих арабов и христианмосарабов из аль-Андалуса, среди которых было немало врачей и переводчиков, сделавших известными европейцам труды Галена и Гиппократа в арабских переводах. Под их влиянием еще в XI веке возникла первая во Франции медицинская школа, а на ее базе в 1125 году - первый французский университет в Монпелье (Сорбонна в Париже - позже, в 1150 году). И в этом не было ничего удивительного, ибо вплоть до XVI века медицина Европы лишь копировала арабскую .

Юг Франции был всегда интегральной частью запада Средиземноморья, имевшего много общего в истории и духовном развитии. В Провансе и Лангедоке, этнолингвистически близких Каталонии и Пьемонту, на юге Италии и Сицилии, на Балеарах и Сардинии, в христианской Испании, аль-Андалусе и Магрибе всегда наблюдалось значительное сходство материальной культуры, архитектуры, хозяйственной и военной техники, некоторых нравов и обычаев. Это же относится к искусству, музыкальному фольклору, поэзии хугларов (бродячих певцов-стихотворцев, сочинявших свои произведения на смеси арабского и романского языков). Традиции трубадуров и менестрелей, вообще рыцарской поэзии Прованса и Лангедока во многом восходят к хугларам. Сыграла свою роль и близость господствовавшего на юге Франции до XVI века провансальского (окситанского) языка, ныне почти исчезнувшего, к кастильскому и каталанскому, испытавшим сильное влияние арабского языка. Наличие связей с арабами, как и проживание многих из них на юге Франции, возможно, стало одной из (очевидно, косвенных) причин возникновения знаменитой альбигойской ереси, вплоть до XIV века игравшей значительную роль в жизни Лангедока и (в меньшей степени) Прованса. В провансальском языке немало арабских слов, из которых некоторые перешли и во французский. В местном хозяйстве долго использовался труд пленных арабов и берберов (позднее - турок), а жители Прованса с тех пор называют гречиху «сарацинским зерном» и рудники - «сарацинскими ямами». В фольклоре, танцах, легендах, росписях посуды Прованса легко обнаруживается арабское влияние, как и в традиционных праздничных обрядах, шествиях, кукольных представлениях. «Сарацины, варварийцы, мавры, турки - все эти персонажи перемешались без различия места и эпохи в провансальском фольклоре», - пишет Филипп Сенак .

На юге Франции и особенно на соседней Корсике во многих фамилиях (Альбанель, Моро, Морати, Моретти, Морель, Морони, Мороццани, Моруччи, Мурэ и других) чувствуются арабские корни либо прозвища эпохи войн с маврами, практически длившейся восемь веков. Сходное явление прослеживается в топонимии Корсики (Мориччо, Моросалья, Морсилья), в названии воинственного танца «мореска» у корсиканцев, а также в так называемом «восточном резонансе» и «гортанных возгласах» в старинных песнях горцев Корсики. Впрочем, это может быть наследием не арабской, а более древней эпохи, ибо, по мнению Джозефа Кьяри, песни «пагьелла» (для мужского трио), старинные похоронные обряды корсиканцев и принятые у них традиционные плачи по умершим «странным образом напоминают обряды кабилов»*. Но, несомненно, более позднего происхождения нынешняя национальная эмблема Корсики - «Голова мавра», черный профиль африканца с белой повязкой на лбу. Ныне она определяется как «символ победы над неверными», утвержденный в качестве герба острова Учредительным собранием Корсики в 1762 году. Такой же символ был на гербе Арагона, и там, очевидно, он имел именно этот смысл. На Корсике же дело обстояло сложнее, если учесть, что после ухода арабов с острова им долго владели Пиза, Арагон и Генуя, не только всячески разжигавшие антимусульманские настроения (что было нетрудно в условиях непрекращавшихся налетов корсаров Магриба и аль-Андалуса), но и широко практиковавшие работорговлю. Количество рабов на Корсике, как взятых в плен в бою, так и купленных на невольничьих рынках Средиземноморья, всегда было велико. Принимая христианство, многие из них смешивались с местным населением. Более того, многие корсиканцы тоже попадали в плен или уводились в рабство и, принимая ислам, даже делали карьеру в Магрибе, где корсиканец Хасан Корсо, например, правил в 1556–1557 годах Алжиром, а в Тунисе у власти в XVII веке даже оказалась целая династия беев Мурадидов корсиканского происхождения. Все это было известно и вряд ли способствовало негативному отношению к мусульманам. «Голова мавра» стала гербом Корсики в разгар борьбы против Генуи, отличие от которой островитяне всячески старались тогда подчеркнуть. Они должны были к тому же чувствовать свою близость с теми, кого генуэзцы делали невольниками. Не из их ли среды произошел глагол «шаларе» («складываться к лучшему») в корсиканском языке, возводимый лингвистами к арабскому «ин шаа Аллах» («если пожелает Аллах»)?

Острова

Важным фактором исторического сближения разных народов и культур Средиземноморья была жизнь островов. Например, Кипр под властью южнофранцузской династии Лузиньянов (1192–1489) был объектом конкуренции (и сферой применения капитала в земледелии, строительстве, торговле) Генуи и Венеции, а также их посредником и базой в отношениях с Сирией и Палестиной. Кроме них, на Кипре были активны Пиза, Анкона, города Прованса, особенно Марсель и Монпелье, получившие здесь в 1198 году право беспошлинной торговли и деревни «со всеми крестьянами и животными». С 1291 года усилились связи Кипра с Флоренцией и Барселоной, а также - торговля с Сирией и Иконийским султа натом в Малой Азии. После изгнания крестоносцев Фамагуста стала воротами Европы на Восток, так как через этот главный порт Кипра христианский Запад только и мог с 1300 года общаться с миром ислама. Лузиньяны предоставляли льготы купцам Италии и Прованса, но брали высокие пошлины с греков, сирийцев, египтян, торговцев из Малой Азии и Родоса. Им случалось и воевать с Генуей (в 1373 году), но в целом они все же содействовали европейцам в торговле с Египтом, Сирией и Ливаном, имели свой «фондако» (отель, базу и склад товаров) в Александрии. Пьер I Лузиньян (1359–1369) даже совершал походы в Турцию, Сирию и Египет, захватывал Анатолию, разгромил в 1366 году Александрию, отбив ее у мамлюков. Однако постепенно Кипр слабел и был в 1489 году захвачен Венецией, а менее чем через 100 лет - турками. Это означало окончательную ликвидацию позиций западных католиков на острове, где появились, кроме греков и армян, еще турки и арабы-христиане из Ливана и Палестины. Большинство арабов ассимилировались, остальные - вернулись обратно. В XVI веке здесь еще было 19 деревень арабов-христиан, в XVIII веке - десять. КXX веку уцелела лишь одна арабская деревня, зато численность турок выросла до 120 тысяч человек (что составило 18 процентов населения). Богатая история Кипра до сих пор сказывается и в языке, и в архитектуре, и в ряде традиций, исторических памятников, местных легенд. Кипр и в наши дни - в первую очередь средиземноморский остров, несмотря на его раскол в 1974 году

· Контекст · · Племена народов моря · Этническая и языковая принадлежность · Примечания · Литература · Официальный сайт ·

Этническая принадлежность «народов моря» достоверно не установлена, то есть все отождествления носят предположительный характер. В состав народов моря египетские надписи включают:

  • JKW, JQJW, JKWS (условно читается: «экўэш») - как правило отождествляется с хеттским Аххийава, гомеровским, позднее - , то есть ахейцами;
  • DNJN, TNJ, DJN (условно: «денйен») - отождествляются с хеттским Дануна, греческим, то есть данайцами;
  • DRDNY - обычно ассоциируются с гомеровскими, то есть дарданцами - одним из троянских племен или соседей Трои;
  • MW (условно: «мешўэш») - отождествляется c ассирийским Мушки , греческим, библейским Мешех; они же, вероятно, - фригийцы ;
  • PLST, PRT (условно: «пелесет») - отождествляется с библейским Плиштим, что в греческом языке превратилось в, а в русском переводе - в филистимляне; также возможно, что имя тождественно пеласгам греческих источников; проблематично - с Pulastya Махабхараты;
  • RK, L’KK, RWK - отождествляется с хеттским Лукка и греческим, то есть с ликийцами ;
  • KL, SQRWS, QRS (условно: «шекелеш») - отождествляется с греческим, то есть с сикулами;
  • RDN (условно: «шердана», «шардана») - вероятно, сарды;
  • JKR (условно: «текер», «зекер», «чьекер») - отождествляется с греческим наименованием, ставшим одним из синонимов троянцев ;
  • TR, TWRY, TWRWS (условно: «тереш») - отождествляется с греческим, то есть тирренами, впоследствии так называли этрусков; по иной версии, соотносится с хеттским Таруйса - Троя ; и, кроме этого, (проблематично) с Turvaa из Ригведы;
  • W (условно: «ўэшеш») - не опознан.

Основную массу «народов моря» составляло древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии, а также их греческие союзники (ахейцы, в более поздних источниках они именуются данайцами).

Л. А. Гиндин и В. Л. Цымбурский, в книге «Гомер и история Восточного Средиземноморья», высказывают мнение, что «народы моря», в основном, - это выходцы с севера Балканского полуострова, родственные протофракийским племенам.

Немецкий историк и лингвист Х. Рикс выдвинул гипотезу о тирренской группе близкородственных языков. Гипотеза интересна тем, что практически все включённые в неё народы (пеласги, этруски, этеокиприоты) в той или иной мере отождествляются с «народами моря», которые рассматриваются как доиндоевропейское население запада Малой Азии. Жители древней Сардинии (строители нурагов) письменных памятников не оставили, но в тоже время на сходство их культуры с этрусской указывал ряд историков, в частности, А. И. Немировский. RK («ликийцы») из состава народов моря могли быть не тождественны более поздним ликийцам , а быть доиндоевропейским населением указанного региона (подобно тому, как этруски представляли собой доиндоевропейских выходцев из Лидии).

Народы Средиземноморья

Что знаем мы, например, о лигурах - древнейших обитателях северо-западной Италии и юго-восточной Франции, о которых упоминают писатели классической древности - римские и греческие? «Этот народ до сих пор остался невыясненным, хотя память о нём живёт на всём Западе», - пишет де Морган в книге «Доисторическое человечество». «Учёные видят в лигурах творцов неолитической культуры и строителей дольменов. Будучи искусными мастерами по обработке камня, они в то же время, может быть, под чужестранным влиянием стали металлургами».

Так же мало знаем мы о ликийцах, обитателях юго-западного побережья Малой Азии, о которых египтяне говорили во II тысячелетии до нашей эры как о морских разбойниках. Почти ничего неизвестно о карийцах, по преданиям, владевших островами Эгейского моря до прихода туда греческих племён, вытеснивших карийцев в Малую Азию.

На фреске Кносского дворца изображён юноша в шлеме, к которому в виде украшения прикреплён пучок длинных, пестроокрашенных перьев. Геродот писал, что у ликийцев, одного из древнейших народов, были головные уборы с перьями. Ликийцы же были родственны карийцам, владевшими Критом в древнейшие времена, если верить преданиям. К сожалению, существующие надписи на карийском языке ещё не поддаются толкованию. Но на этом языке говорило коренное население юго-западной Малой Азии и островов Эгейского моря и карийское письмо имело некоторое распространение на северном побережье Африки. Геродот утверждает, что на карийском языке говорили лидийцы (берега Генуэзского залива), мизийцы (северо-западная Малая Азия) и что фригийцы (Малая Азия) принадлежали к расе карийцев.

Фреска «Юноша».

Карийский бог-громовержец изображался с обоюдоострой секирой, как и верховное божество на древнекритских памятниках и бог грома и молнии Шанго у йорубов в западной Африке. Оружием Шанго был двойной топор или секира. Изображение топора то с двумя, то с одним лезвием, так же как изображение быка, приобрело на Востоке, в Северо-Западной Африке и в древней Европе исключительное значение. Часто бык и топор изображались вместе. Из этого заключают, что оба символа соответствовали каким-то близким друг другу представлениям.

Атлантологи же считают, что поклонение быку перешло на Восток и вообще в Старый Свет из Атлантиды. Это основывается на описанном Платоном жертвоприношении быка царями Атлантиды. А двойной топор считается ими характерной чертой атлантской культуры.

Мы знаем, что широкое заселение берегов Малой Азии, Эгейского архипелага, Балканского полуострова относится к началу эпохи неолита - VII–VI тысячелетию до нашей эры. Племена, населявшие побережья, с древнейших времён общались между собой, чему способствовало связывающее их море. Но откуда пришли этруски?

Об их происхождении учёные спорят до сих пор. Известно только, что этрусские города управлялись царями-жрецами, что Этрурия была в Италии первой земледельческой страной и славилась высокой техникой обработки металла. Особенностью их строя было свободное положение женщин - жриц и законодательниц.

О пеласгах мы знаем, что они населяли в глубокой древности южную часть Балканского полуострова, некоторые острова и западную часть Малой Азии. Под натиском греков пеласги во II тысячелетии до нашей эры выселились на остров Крит и далее в Палестину. Греки, переселившиеся на земли пеласгов, восприняли многие черты их культуры, например культ бога-громовержца Зевса. По мнению Диодора Сицилийского и Геродота, пеласги были родственны берберам африканской Ливии.

Современные берберы - смуглый, черноволосый народ, среди которого встречаются и блондины с голубыми глазами - являются потомками древнейшего населения Северной Африки - ливийцев. Берберский язык причисляется к семито-хамитской группе языков. Центром этой группы языков была Сахара или, точнее, северная часть Африки. В V–IV тысячелетии до нашей эры племена, говорившие на языках семито-хамитской группы, расселились в разные страны и народы, ныне говорящие на этих языках, принадлежат к самым разнообразным типам - от европейско-средиземноморского до негров. Переселение людей палеолита (древнего каменного века) из одних областей в другие повторялось из века в век. В поисках дичи группы охотников переходили с места на место, так же как и собиратели плодов. Они уходили всё дальше, и через некоторое время у них возникали уже другие интересы; они постепенно становились чуждыми своему племени. Потом появлялись и различия в языке.

О связях между палеолитическими племенами и об их передвижениях на значительные расстояния говорят многие факты. Одним из доказательств передвижения ориньякских племён служат найденные костяки людей того времени. В Ментоне во Франции найдены в ориньякском слое кости двух различных человеческих палеолитических рас.

Одни принадлежали людям кроманьонского типа с большим черепом и выдающимся вперёд «орлиным» носом. Другие обладали чертами, сближающими их с современными неграми.

И у нас на Верхнем Дону в Костенках было найдено погребение с костяком, обладавшим ярко выраженными негроидными признаками, а костяки в погребениях на стоянке Костенки II характеризуются столь же ясно выраженными чертами людей кроманьонского тина, как и в Западной Европе.

Кроме того, следы древнего негроидного населения имеются в Северной Италии, в Швейцарии и даже Англии в неолите, бронзовом и раннежелезном веке.

При раскопках в Палестине найдены остатки земледельческой культуры так называемых натуфийцев (по находкам в Вади-эн-Натуфе к северо-западу от Иерусалима). Натуфийскую культуру относят к VII–VI тысячелетию до нашей эры; она предшествовала неолиту, а неолит в Палестине развивался одновременно с египетским. По данным английского антрополога Хейтса, натуфийцы были представителями средиземноморской расы с негроидной примесью и поразительно напоминали как людей ориньякского слоя Южной Европы, так и доисторических египтян.

В последних раскопках английских археологов у Мёртвого моря обнаружены в трёх километрах от города Эрихи развалины каменных стен и башен, возраст которых учёные определяют в 8 тысяч лет. Археологи считают, что это остатки одной из самых древних цивилизаций на Земле, о которой мы пока ничего не знаем.

А сколько ещё хранится нераскрытых тайн под землёй? И может быть, со временем будут найдены неизвестные города, в которых окажутся надписи, свидетельствующие об Атлантиде.

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Пять первичных языков древней Британии. Какие народы говорили на них и где эти народы жили в X–XII веках? На первой же странице Англо-Саксонской Хроники сообщается важная информация:«На этом острове (т. е. в Британии - Авт.) было пять языков:Английский (English),Британский или

Из книги Очерки истории цивилизации автора Уэллс Герберт

Глава четырнадцатая Народы моря и народы торговли 1. Первые корабли и первые мореплаватели. 2. Эгейские города в доисторическую эпоху. 3. Освоение новых земель. 4. Первые торговцы. 5. Первые путешественники 1Человек строил корабли, конечно же, с незапамятных времен. Первые

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

12. Пять первичных языков древней Британии Какие народы на них говорили И где эти народы жили в XI–XIV веках На первой же странице Англо-Саксонской Хроники сообщаются важные сведения. «На этом острове (то есть в Британии - Авт.) было пять языков:Английский (ENGLISH),Британский

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Культура и религия Восточного Средиземноморья Главным культурным достижением жителей этого региона было создание алфавитного письма, к которому восходят все современные алфавиты мира. Во II тыс. до н. э. в небольших городах-государствах Восточного Средиземноморья шли

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Страны Восточного Средиземноморья В этом регионе четыре арабские страны – Сирия, Ливан, Иордания, Ирак (проблема Палестины будет рассматриваться особо). Две из них, Сирия и Ирак, – сравнительно крупные, сильные, даже агрессивные государства, если иметь в виду

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Варварские нашествия на Европу: германский натиск автора Мюссе Люсьен

А) Нашествия и разрушение единства Средиземноморья Средиземное море обеспечивало римскому Западу сплоченность и единство. И отнюдь не по стратегическим или морским причинам: постоянные эскадры, базировавшиеся в Мисене и Равенне, исчезли еще при Северах. Дело было в

Из книги История Франции. Том I Происхождение франков автора Стефан Лебек

Хлодвиг и бургунды. Притяжение Средиземноморья Это событие произвело большое впечатление на современников Хлодвига. Уже не одни только епископы южной половины Галлии - Вер Турский, Авит Вьеннский или Квинциан Родезский, а «множество народа отныне горячо желало перейти

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

Глава IV. Рим - первая держава Средиземноморья

Из книги Древний Восток автора

Древнейшая история Восточного Средиземноморья С появлением ханаанеев в Сирии и Палестине происходит резкий прогресс в ремесленном производстве, прежде всего в металлургии; с этого времени начинается так называемый Раннебронзовый период в истории Восточного

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Культура и религия Восточного Средиземноморья Финикия: письменность и мифология Главным культурным достижением жителей Ближнего Востока по праву благодарными потомками считается создание алфавитного письма, к которому восходят все современные алфавиты мира. Во II

Из книги Средневековая Европа. 400-1500 годы автора Кенигсбергер Гельмут

Возвращение Западного Средиземноморья Двор Юстиниана жил так, словно вернулись счастливейшие дни христианской Римской империи. И действительно, наступило время, чтобы восстановить власть императора в тех западных провинциях, которые фактически были потеряны, но

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Культура Восточного Средиземноморья Ярким достижением этого региона было создание алфавитного письма. Во II тысячелетии до н. э. в городах Восточного Средиземноморья шли интенсивные поиски письменности, подходящей для массового, однозначного и быстрого ведения

Из книги Теория бань автора Хошев Юрий Михайлович

2.2. Античные бани Средиземноморья Прежде всего отметим (и будем подчёркивать для ясности постоянно), что русский термин «баня» значительно более узкий, чем общеевропейский (греко-латинский) термин «банеум», означающий очищение водой вообще и даже шире. Терминологические

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Исламский мир Западного Средиземноморья Уже в расцвет эпохи Аббасидов на территориях, далеких от центра халифатского правительства, формировалась особая историческая модель, распространившаяся даже на локальные отношения между мусульманами и зимми. Особенно

Вот и наступило долгожданное лето – теплое, солнечное, иногда немного жаркое, но для многих из нас желанное. Тяжелые шубы и куртки наконец-то отправлены в гардеробные комнаты, кладовки и на вместительные антресоли шкафов; на смену деловым костюмам и джинсам пришли сарафаны, легкие брюки, короткие юбки, шорты и яркие майки.

Наверное, в такое время нет человека, не желающего очутиться на пляже или в городском парке, где-нибудь на берегу озера или на морском побережье, где всё залито солнечными лучами и ничего не отвлекает от отдыха и созерцания природы.

Во все времена пользе солнечных ванн уделялось большое значение. Китайские лекари, к примеру, считали их идеальным средством в борьбе с ветряной оспой, а Гиппократ утверждал, что нет лучшей профилактики рахита.

В этом есть немало правды, ведь именно солнечный свет является основным источником получения витамина D3, столь важного для регуляции многих физиологических процессов нашего организма. Солнце оказывает существенный антидепрессивный эффект, поднимает настроение и заряжает жизненной энергией, помогает бороться с усталостью и утомлением. Кроме того, нельзя забывать и о том, что только под лучами солнечного света можно получить естественный загар.

Золотистый или бронзовый оттенок кожи – мечта многих женщин, а, нередко, и мужчин. Для этого мы готовы провести немало времени на пляже или в загородных местах отдыха, придаваясь блаженному теплу и солнечному свету. Именно поэтому первые летние денечки становятся временем, когда «армия бледнолицых» выходит на «тропу войны» за своё место под Солнцем, стремясь обрести красивый и ровный загар. Нередко самые нетерпеливые (коей я сама лично бывала не раз), получают «боевые» раны – солнечные ожоги разного масштаба и степени тяжести. Тем не менее, такие «мелочи» вряд ли способны остановить нас в борьбе за красоту. Неоднократно обгорая, перепробовав множество народных рецептов, «примет» и дружеских советов, я решила изложить багаж накопленного опыта в данной статье.

Итак, чтобы процесс и последствия загара приносили исключительно радость и положительные эмоции, желательно знать, как загорать правильно и придерживаться нескольких несложных правил, которые помогут Вам получить красивый, долговечный и, что очень важно, безопасный загар.

К сведению

Как утверждают ученые, загар – это особенность нашей кожи, сформированная в процессе многих тысячелетий эволюции, предназначенная для защиты тела от воздействия ультрафиолетовых лучей при частом и длительном пребывании на солнце. Во время загара в клетках наружного слоя кожи вырабатывается такое вещество, как меланин, избыток которого, в свою очередь, вызывает потемнение – тот самый золотистый или шоколадный оттенок. В зависимости от генетики и индивидуальной предрасположенности, каждый организм способен по-своему реагировать на воздействие УФ-лучей. Важно помнить, что при некоторых особенностях кожи необходимо соблюдать повышенную осторожность и строго контролировать продолжительность процесса и интенсивность загара. Как правило, определяющей характеристикой здесь является фототип.

Фототип кожи и загар

За этим малознакомым термином скрывается классификация типов кожи, некогда разработанная ученым Фитцпатриком (Fitzpatrick), а ныне широко используемая во всех странах мира. Она основана на выделении шести основных групп людей, имеющих разную чувствительность к воздействию солнечных лучей и различную предрасположенность к загару. Тип кожи не способен меняться под воздействием внешних факторов, он является врожденной особенностью человека. Для каждого из нас, нелишне будет определить свой фототип. Это поможет лучше заботиться о своей коже и правильно выбирать средства защиты от солнца.

Первый тип – кельтский

Внешность . К этому типу относятся люди с нежной молочно-белой кожей, напоминающей изысканный фарфор. Часто на их лицо и тело усыпано золотистыми веснушками или целыми россыпями родинок. Они имеют очень светлые белокурые или рыжие волосы и светлые, голубые, серые или зеленые, глаза. Люди, относящиеся к этому фототипу, отличаются высокой восприимчивостью к воздействию солнечных лучей. Цветной пигмент в их коже практически не вырабатывается. Солнечные ожоги они получают очень быстро, но загара почти не остается.

Как загорать правильно этому типу людей? Людям кельтского типа кожи желательно максимально ограничить свое пребывание под прямыми лучами солнца. В условиях жаркого южного климата им лучше носить легкую свободную одежду, закрывающую руки и ноги, обязательно надевать головной убор с широкими полями, оставляющими лицо в тени. Если говорить о специальных средствах, то рекомендуется выбирать солнцезащитную косметику с максимальным уровнем защиты (30-50 и выше). В «пиковые» дневные часы (с 12 до 16), желательно полностью избежать нахождения под солнцем.

Второй тип – европейский светлый (арийский, нордический)

Внешность . Представители этого типа имеют не совсем молочную, но тоже весьма светлую кожу и светлые глаза (зеленые, серые или голубые). Их волосы чаще светло-русого, средне-русого или каштанового цвета. Веснушек, как правило, нет совсем или мало. Люди, относящиеся к нордическому типу чувствительны к ультрафиолетовым лучам. Они нередко получают ожоги. Загар на их кожу ложится долго и почти никогда не бывает по-настоящему темным.

Данному фототипу, как и первому, требуется высокая степень солнечной защиты (35-40), которая особенно важна в первые дни пребывания на солнце. Начинать желательно с 10-20 минут, постепенно увеличивая время. В дальнейшем, после появления первого темноватого оттенка, уровень защиты может быть снижен. Загорать желательно в утренние (до 12), либо в вечерние (после 16) часы.

Третий тип – европейский темный (смешанный или среднеевропейский)

Внешность . Для людей этого фототипа свойственны карие, реже темно-серые, глаза и каштановые или темно-русые волосы. Веснушек – нет. Кожа у них слегка смуглая, положительно реагирует на воздействие ультрафиолетовых лучей, поэтому хорошо загорает, приобретая приятный смуглый оттенок. Не смотря на это, вероятность возможного ожога, всё же, существует.

Правила загара . Во время первых двух дней пребывания на солнце, обладателям кожи этого типа желательно использовать солнцезащитную косметику с уровнем защиты не менее 30. В дальнейшем уровень защиты можно понизить до 20 (для тела) – 25 (для лица).

Четвертый тип – южно-европейский (средиземноморский)

Внешность . Представители средиземноморского типа отличаются смуглой кожей оливкового цвета без веснушек. Они имеют карие, темно-карие или черные глаза и темные волосы. Загар на их кожу ложится легко и быстро, благодаря чему тело приобретает равномерный бронзовый цвет.

Правила загара . Особых предосторожностей здесь нет, но о правильной защите в первые дни забывать всё же нельзя. Желательно использовать средства с уровнем защиты 15, который также постепенно можно будет снизить.

Пятый тип – средне-восточный (индонезийский)

Внешность . Для представителей этого типа характерна очень смуглая, коричневая, кожа, темные глаза и темные волосы. Им легко удается получить равномерный и глубокий темный загар.

Правила загара . Люди данного типа внешности практически не подвержены солнечным ожогам, они почти не имеют противопоказаний к частому и длительному пребыванию на солнце. Для первых солнечных дней им подойдут средства с минимальным уровнем защиты.

Шестой тип – афроамериканский

Внешность . Черные волосы, черные глаза и очень темная от природы кожа отличают представителей афроамериканского типа. Они не получат солнечного ожога даже при постоянном нахождении на солнце.

Как загорать правильно данному фототипу? Дополнительных средств защиты здесь не требуется. Единственный совет – использование хорошего питательного масла, увлажняющего крема или лосьона для тела.

В странах Европы, в том числе в России, чаще встречаются первые четыре фототипа кожи. Себя я отношу ко второму фототипу и стараюсь придерживаться выше указанных правил загара. Между тем, о данной классификации я узнала относительно недавно, а до этого времени методом проб, экспериментов и ошибок успела набраться «опыта» в использовании разнообразных средств.

Общие советы хорошего и безопасного загара

Независимо от индивидуального типа внешности, существует несколько рекомендаций, которые могут быть полезны абсолютно всем. Предлагаю сделать свои выводы из чужих ошибок.

Итак, как загорать правильно, какие ещё есть правила загара?

— Первые «грабли», на которые я наступала каждый год с завидной регулярностью – это желание получить «всё и сразу». Как можно ждать, когда смуглые подруги уже давно удивляют всех своим загаром? Так, желая «поставить новый рекорд», первый же день на пляже становится непреодолимым искушением. Это лишь потом, ближе к вечеру, после 3-х или 4-х часов под палящим солнцем, начинаешь осознавать, что терпение, пожалуй, лучшая добродетель, озвученная человеком. Но раскаяние, даже искреннее, приходит позже, когда вместо желанного золотистого оттенка кожа приобретает гламурный ярко-розовый цвет. Поэтому очень важно контролировать длительность первого пребывания на солнце. Чем светлее кожа, тем меньше время проводите на солнце. Постарайтесь начать с 10-20 минут, постепенно увеличивая длительность.

— Второе – не забывайте, что солнце сушит. Даже если Вы решили не использовать дополнительных средств защиты, постарайтесь подобрать увлажняющий крем или питательное масло (часто такие средства имеют пометку «after sun»), что особенно актуально для сухой кожи.

— Третье – известно, что загар ложится ровнее, если регулярно пользоваться отшелушивающими скрабами для тела. Но и с ними нельзя переусердствовать. Не нужно идти на пляж сразу после их использования, также не следует использовать их сразу после загара. Дайте коже отдохнуть в течение нескольких часов.

— Четвертое – не забывайте о том, что важно защищать лицо, так как оно более чувствительно к воздействию УФ — лучей.

— Пятое – необходимо помнить о головных уборах, пить больше жидкости и не допускать повышения температуры тела. Следите за своим самочувствием.

— Даже четко придерживаясь всех правил, позаботьтесь о том, чтобы под рукой всегда было эффективное средство от солнечных ожогов. Если такового не оказалось, а покраснение кожи очевидно, можно использовать обычный увлажняющий, успокаивающий крем (например, детский). Согласно народным рецептам, раньше с этой целью использовали сметану или простоквашу. Можно попробовать, если ничего более подходящего под рукой нет, но при серьезных ожогах эффекта мало.

— В том случае, если желание быстрее загореть всё же существует, старайтесь чаще наносить на кожу обычную или минеральную воду (каждый раз после высыхания). В этом случае загар будет ложиться быстрее.

— Помните, что нельзя загорать на голодный желудок, как и то, что нельзя долго находиться на солнце сразу после приема пищи.

— И еще. Кое-чему можно поучиться у самой природы. Чем темнее кожа – тем лучше она загорает. Это правило действует почти всегда. Даже если у Вас светлая кожа, но Вам удалось получить, пусть незначительный, темный оттенок, загар будет ложиться гораздо быстрее.

А теперь самое главное правило загара . На каждого из нас солнце имеет свое влияние. Перед походом на пляж проконсультируйтесь с врачом и уточните, нет ли у Вас противопоказаний для загара. Помните, и мраморно-белая кожа может быть очень красивой, неслучайно Мерилин Монро никогда не загорала, желая быть блондинкой во всём.

Надеюсь, эти несложные советы о том, как загорать правильно, окажутся полезными и помогут Вам приобрести красивый загар без сложностей и проблем. Грейтесь на солнышке в свое удовольствие и радуйтесь каждому летнему денечку! Пусть у Вас останутся только позитивные впечатления о лете.

С уважением, Татьяна Радуга.